Найти тему

Панченко Г. В. Археологическое обследование Плеса в 2008 году// Краеведческие записки. Вып. XI. Иваново, 2009. С. 18-24

с. 18

В 2008 году в Плесе начались работы по прокладке газопровода на протяжении улиц Спуск горы Свободы, Кропоткина, Урицкого, Вичугский проезд и Горького. Трасса должна была пройти по территории

с. 19

средневекового посада г. Плеса, известного в литературе как селище Плес 1. Памятник обследовался в 1986-2002 гг. П.Н. Травкиным, позднее – А. Повелихиным (охранные раскопки на участке дома отдыха ДСК). Раскопки производились за границами современного города, т.е. была исследована только восточная часть посада[1]. С целью выяснения наличия культурного слоя, а также его характера и датировки на территории Заречья и у подножья Соборной горы (совр. гора Свободы) по заказу ОАО «Ивоблгаз» филиал «Приволжскрайгаз» на основании Открытого листа № 1324 (форма № 2) нами было проведено археологическое обследование трассы газопровода по проекту «Газификация г. Плес. 2-я очередь».

На ул. Спуск горы Свободы была проведена зачистка уже выкопанной траншеи, которая выявила несколько пластов песчаной подсыпки под булыжную мостовую и отсутствие культурного слоя.

Также культурный слой не был обнаружен при зачистке западного и восточного концов прокола под р. Шохонкой.

На ул. Урицкого были заложены два шурфа размерами 1х1 м, которые выявили перемешанный в результате хозяйственной деятельности в XIX-XX вв. культурный слой, содержащий керамику XII-XX вв. и обломки костей животных. В шурфе 1 напротив дома Урицкого, 24 на гл. 0-20 см был найден железосодержащий шлак, на гл. 40-50 см – кованый костыль, на гл. 50-60 см – обломок лопатки человека. В шурфе 2 на гл.90-100 см был обнаружен кремневый концевой скребок. Шурфы были заложены в непосредственной близости к видимому краю булыжной мостовой XIX-XX веков и показали, что ее край зарос на 0,7-0,8 м.

На ул. Кропоткина были заложены два шурфа размерами 1х1 м. Шурф 3, расположенный в 6,9 м к ЮВ от центра фасада дома Кропоткина,20, выявил под асфальтом булыжную мостовую XIX в., ниже дал керамику XII-XIX вв. и кованый гвоздь, найденные над погребенной на глубине 0,4 м булыжной мостовой. Шурф 4, заложенный на спуске ул. Кропоткина к реке Шохонке в 6 м к ЮЮВ от восточной границы участка д. 26, выявил под асфальтом булыжную мостовую XIX в., на глубине 65-75 см – еще одну мостовую, над которой была обнаружена керамика XII-XVII вв., кованый гвоздь с маленькой полушаровидной шляпкой, зубило, кованый гвоздь, вбитый в обработанную деревянную палочку, два фрагмента скорлупы плодов лещины и т.д. Находка керамики XII-XIII вв. над погребенной мостовой датирует последнюю XII-XIII вв. Наличие в Плесе в XII-XIII вв. булыжной мостовой является настоящим открытием, которого мы не могли даже предполагать.

На ул. Вичугский проезд были заложены два шурфа размерами 1х1 м. Шурф 5, заложенный на повороте трассы газопровода к ШРП, не выявил культурного слоя. Шурф 6, заложенный в 11 м к ССВ от дома по

с. 20

адресу Вичугский проезд, 8, показал, что край булыжной мостовой XIX века зарос на 1 м. Культурного слоя не выявлено.

На ул. Горького было заложено два шурфа размерами 1х1 м. Шурф 7, расположенный в 16 м к северу от кирпичного гаража и в 2,5 м от края дороги выявил край булыжной мостовой XIX века, заросший на 3 м. Культурный слой не обнаружен. Шурф 8, расположенный в 8 м к северо-западу от края булыжной мостовой, ведущей на Соборную гору (гора Свободы) и в 1 м к югу от края дороги, дал перемешанный культурный слой c находками керамики XII-ХХ веков, обломков стекла, фаянса, костей животных. Среди интересных находок из этого шурфа следует отметить фрагмент многоцветного изразца конца XVII-начала XVIII вв. и кованый ключ, типологически датируемый XII-XIII вв. Шурф 8 был пройден до глубины 180 см. В профиле шурфа к тому времени стала видна яма, глубина которой была неизвестна. Интенсивность находок не падала. Мы предположили, что попали в створ засыпанного в XX веке колодца, и, так как сложно было в размерах 1х1 м продолжать работу, решили законсервировать шурф на глубине 180 см.

На основании проведенной разведки было предложено прохождение траншеи под газопровод по ул. Урицкого и Горького с помощью экскаватора, так как культурный слой на этих участках был перемешан в результате хозяйственной деятельности в XIX-XX вв., при условии обязательного археологического надзора, включающего в себя сбор подъемного материала.

Прохождение трассы газопровода по ул. Вичугский проезд и Спуск горы Свободы не получило ограничений в смысле археологии, так как там не был выявлен культурный слой.

Улицу Кропоткина, при исследовании которой была обнаружена погребенная булыжная мостовая XII в. и нетронутый культурный слой, в целях сохранения археологического памятника было признано необходимым проходить с помощью проколов на глубине не менее 1 м. от современной дневной поверхности. В действительности прокол для труб высокого давления был произведен на глубине 1,7 м, а трубы низкого давления по согласованию с Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области было решено укладывать не по ул. Кропоткина, а по новой дамбе, образованной работами по очистке русла Шохонки.

Был проведен археологический надзор за земляными работами на обследованной ранее трассе. Работа велась в достаточно сложный по погодным условиям период с середины октября до 17 декабря 2008 года.

Траншея на ул. Горького подтвердила выводы, сделанные нами в результате шурфовки, и не дала подъемного материала, выявив отсутствие культурного слоя на этом участке улицы. В месте поворота улицы

с. 21

траншея прошла по разноцветному песку, из которого сложена стрелка р. Шохонки, ниже – по направлению к спуску горы Свободы – по глееным суглинку и подстилающему его глине.

Траншея на улице Урицкого принесла много интересных и неожиданных для нас открытий. Она прошла по южному краю видимой мостовой, и ее профиль показал несколько больших жилищных ям, содержавших керамику не позднее XVII-XVIII веков. То есть в XVII-XVIII веках там, где сейчас находится булыжная мостовая, стоял ряд домов, а дорога проходила севернее существующей и не была такой прямой, как сейчас. Подтверждение этому мы нашли в планах Плеса конца XVIII века. По генеральному плану, утвержденному Екатериной Великой в 1781 году, Варваринская улица (совр. Урицкого) должна была быть спрямлена и сориентирована почти строго по линии запад-восток [2]. Изменения были внесены и в траекторию Никольской улицы (совр. Кропоткина). Эти работы были действительно осуществлены в конце XVIII-начале XIX веков, чему нашла подтверждение Е.Н. Закаменная, изучая архив Плесского городового магистрата в Государственном архиве Ивановской области. Так, например, Герасим Ильин Моклаков, владелец деревянного дома в Никольской улице, в 1796 году просил под строительство в той же улице в «16» квартале место № 4, потому что «по новому плану в этом месте [на месте его дома – от автора.] дорога» [3].

Археологический надзор выявил не только изменение градостроительной структуры города, но и изменение конфигурации отдельных земельных участков, в частности, участка земли церкви Св. Варвары. В 9 м севернее участка дома Урицкого, 18 экскаватором было частично вскрыто погребение 1, ориентированное с запада на восток. В отвале траншеи были обнаружены левая часть нижней челюсти, ребра, левая ключица, лобная часть черепа с выраженными надбровными дугами, левая бедренная и большая берцовая кости, обломок малоберцовой кости, принадлежавшие очень высокому и крупному человеку. В стенке траншеи был зафиксирован профиль могильной ямы, заполненной темно-серым легким суглинком. Значительная, более двух метров, длина могильной ямы объясняется, видимо, как большим ростом погребенного, так и тем, что она, очевидно, вскрыта траншеей по диагонали. Вверху и внизу могильной ямы частично прослежены древесные остатки. Глубина могильной ямы невелика – 0,94-0,97 м от современной поверхности. В 20 см восточнее в профиле прослежена двойная яма, в которой виднелись останки кожаной обуви и дерева. Полностью вскрыть захоронение мы не смогли, так как земля, где должен был быть размещен шурф, долгое время была под отвалом траншеи, а после ее освобождения от насыпной земли установилась минусовая температура. Западнее ямы культурный слой сходит на нет и возобновляется лишь че-

с. 22

рез 4,5 м. Еще западнее через 2,9 м прослежен край жилищной впадины, а в отвале траншеи большое количество керамики XVII-XVIII вв.

Человеческие кости (кости ног, фрагменты костей рук, ребра, обломки тазовых костей, позвонки, фаланги пальцев) были обнаружены в отвале траншеи севернее участка Урицкого,20. Кости имеют плохую сохранность, некоторые из них покрыты песчано-кальциевыми отложениями. Кости погребения 2 также принадлежат крупному по конституции человеку. Значительное удаление погребения 1 (42,5 м к западу от ЮЗ угла колокольни) и погребения 2 (26,5 м к западу от той же точки) от современной церкви Св. Варвары и расположение их в жилом квартале указывает на то, что в момент совершения захоронений участок церковной земли был значительно больше и его западная граница лежала значительно западнее границы современного участка, на котором стоит церковь Св. Варвары 1821 г. постройки. Кладбище, расположенное на церковных землях, от жилого дома, стоявшего на этой же земле западнее обнаруженных погребений, отделял проулок шириной 4,5 м, прослеженный в профиле траншеи западнее погребения 1. Известные нам планы церковных земель подтверждают наши наблюдения [4].

Южнее церкви Св. Варвары в траншее в темно-буром гумусированном слое легкого суглинка обнаружено большое количество древесных остатков, которые могут быть останками деревянной Никольской церкви, обозначенной на планах XVIII века. На этом же участке был найден фрагмент деревянного орудия, по форме напоминающего уплощенный лук с выбранным отверстием, видимо, овальной формы, на месте слома.

Еще одной интересной находкой стало обнаружение погребений 3 и 4 севернее участка дома Кропоткина,7 вблизи от пересечения улиц Кропоткина и Урицкого. Погребение 3 было срезано ковшом экскаватора и отдельные кости: большеберцовая, фаланга, ключица, череп, были найдены в отвале. Ниже рабочие наткнулись на трудно различимую в грязи крышку гроба и, взломав ее, обнаружили череп. В этот момент земляные работы были остановлены до проведения обследования погребения 4.

Погребение 4 расположено в 8,8 м на ССВ от северо-западного угла дома. Оно ориентировано по линии ВВС-ЗЗЮ, хотя не исключено, что при определении ориентировки могли произойти помехи в результате близости трубы газопровода. Глубина от дневной поверхности до крышки гроба – 1 м. Удалось собрать и восстановить взломанную часть гроба. Гроб оказался выдолбленным из одного куска дерева. Деревянная колода имеет антропоморфную форму с выступающим оголовьем. Ширина оголовья вверху – 30 см, в районе плечевой части – 45 см. Форму гроба в ножной части пока определить не удалось, так как гроб в основ-

с. 23

ном уходит в стенку траншеи. Наиболее близкие аналогии долбленая колода из Плеса находит в захоронениях Зарядья (г. Москва), которые датированы XV веком [5]. Эту датировку подтверждает и находка в районе грудной клетки челюсти животного, как проявление поминальной тризны, которое уже не встречается в более позднее время. Но более уверенно говорить о датировке погребения мы сможем только после окончательного его вскрытия. В стене траншеи виден еще один гроб, расположенный вплотную, южнее и выше, к погребению 4. В ходе земляных работ ковшом было проделано небольшое отверстие в его боковой стороне. Фотография, сделанная при помощи вспышки, показала выдолбленную поверхность крышки колоды.

С целью вскрытия захоронений к стенке траншеи был прирезан шурф 9 размерами 1х2 м, в котором при прохождении глубины 0-20 см была снята булыжная мостовая и часть песчаной подсыпки под нее. В нижней части песчаной подсыпки на глубине 30-40 см была найдена керамика XII-XVIII веков, кованый гвоздь, кованый железный клин, кованая железная обувная подкова и обломок современного зеленого стекла. К сожалению, 17 декабря установилась минусовая температура, продолжать работу было невозможно, и шурф был законсервирован до следующего полевого сезона.

Отдельные человеческие кости были найдены и в траншее севернее участка Урицкого,4: локтевая и лучевая правого предплечья, лопатка, ребро, обломок тазовой кости. Очевидно, что мы имеем дело с городским кладбищем. Церковные земли в этом месте обозначены на планах Плеса конца XVIII века, но церковь не отмечена. Видимо, деревянная церковь, когда-то здесь стоявшая, была к этому времени утрачена. Перепланировка этой части улицы происходит в конце XVIII-начале XIX веков. Результатом ее становится уменьшение церковного земельного участка, и проведение дороги по южной части старого кладбища. А в 1892 г. на оставшемся пятачке земли строится каменная Никольская часовня.

Интересный материал дала траншея под газопровод на пересечении улицы Урицкого и пер. Кирова. Было обнаружено несколько кусков железосодержащего шлака, крица и большое количество очажных камней, что указывает на существование здесь кузницы.

Среди отдельных интересных находок хотелось бы отметить нательный крест XII-XIII вв. из яшмы, обнаруженный в отвале траншеи севернее участка дома Урицкого, 6. Очень похожий по форме крест из точно такого же камня был найден в 1989 году П.Н. Травкиным на городище Плес [6]. А у дома Урицкого,18 найден бронзовый детский витой браслет, аналогичный найденному в 1989 году экспедицией П.Н. Травкина при раскопках домонгольской части плесского посада [7].

с.24

Археологическая коллекция, собранная в результате разведки и археологического надзора, в настоящее время описывается и будет сдана в фонды Плесского музея-заповедника.

Итак, археологическое обследование селища Плес 1 (посад Плеса) в 2008 году дало новый интересный материал, расширяющий наши представления о жизни средневекового Плеса и об изменении его градостроительной структуры. В следующем году предстоит закончить изучение частично вскрытых погребений 1 и 4 и продолжить археологический надзор за работами на трассе газопровода «Газификация г. Плес. 2-я очередь».

[1] Травкин П.Н., Коровина В.В. Итоги археологического обследования территории Плесского музея-заповедника// Тезисы докладов обл. научно-практической конференции «Вопросы изучения Плеса». Плес. 1887. Л.16-17; Травкин П.Н., Макарова О.Н., Завгородняя Т.А. Усадьба ремесленника на территории раннесредневекового плесского посада. Опыт реконструкции// Проблемы изучения и заповедования Плеса. Плес. 1988. С.30, 31; Травкин П.Н. Исследование плесского раннесредневекового посада в 1987 году// Проблемы изучения и заповедования Плеса. Плес. 1988. С. 32-33; Травкин П.Н. Ремесленные работы в усадьбе плесского раннесредневекового посада// Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. Иваново. 1989. С.4-6; Травкин П.Н. Раскопки плесского посада в 1989 г. // Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. Иваново. 1989. Вып. 2. С. 3-6; Травкин П.Н. Ойнас Д.Б. Гончарные клейма из Плеса// Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. Иваново. 1990. Вып. 3. С. 35-38; Отчеты П.Н. Травкина// Архив ИА: № 11498. Л.8,9; № 12047. Л.1-6; № 12791. Л. 2-7; № 14192. Л. 2-8; Археологическая карта России. Ивановская область. М. 1994. С. 143-144.

[2] План г. Плеса (до 1795 г.). ГАКО.Ф.179. Оп. 3. Д.142.

[3] ГАИО. Ф. 1018. Оп. 1. Д. 97. Л. 91.

[4] План г. Плеса 1775 г. ЦГАДА. Ф. 1356. Оп.1. Ед. 1888; План земель церкви Св. Варвары 1782 г. ЦГАДА. Ф. 1356. Оп.1. Ед. 6911. Л. 5.

[5] Дубынин А.Ф. Отчет о работе московской археологической экспедиции за 1955 г. Архив ИА РАН. Р-1. Д.1110. Т.1. Л. 151.

[6] Фонды Плесского музея-заповедника. Пл.г.-89. № 5106.

[7] Фонды Плесского музея-заповедника. Пл.п.-89. № 2680.