Найти в Дзене
Веб-кинотеатр CHILL

«Ну нет сегодня нового Игги Попа»

В веб-кинотеатре CHILL до 17 сентября можно эксклюзивно и бесплатно посмотреть сериал «Систер» — остроумную и нежную историю о двух сестрах (их играют Саша Магелатова и Аня Вечер) с разными характерами, которые составляют взрывной и нескучный дуэт. Вместе они пытаются привести к успеху очень своевременный «стартап» — новое медиа, помогающее любым девушкам принять себя такими, какие они есть.

Шоураннер «Систер» Сергей Четверухин — писатель, режиссер, и сценарист, работавший над кассовым хитом Данилы Козловского «Тренер». Мы поговорили с ним о будущем сериалов, героях молодежи, съемках без бюджета и о том, как одна из его ведущих актрис нашлась на площадке проекта Netflix.

Кадр из сериала «Систер»
Кадр из сериала «Систер»

Почему после «Тренера» вы решили взяться за веб-сериал да еще и как режиссер?

После «Тренера» я написал еще два полных метра и три больших сериала. Что-то уже вышло. «Смертельные иллюзии» скоро вроде выйдут. Что-то еще в производстве. Формат веб-сериала меня давно привлекал, как только я о нем узнал три-четыре года назад. Это, кстати, случилось с подачи Антона Калинкина. Я увидел его ресурс в интернете, Digital Reporter, потом побывал на их первой премии. Увидел, что это очень свободно и разнообразно. Посмотрел какое-то количество западных веб-сериалов и почувствовал, что это завтрашний день, будущее. 

Кроме того, веб-сериал — серьезный вызов любому сценаристу, Мое «сценарное сознание» держится за традиционный формат сериала: часовые эпизоды. А здесь вызов: написать 15-минутную серию так, чтобы у зрителя было ощущение, что он за нее получил то, что получает за час. Чисто ремесленные какие-то вещи. Они же и творческие.

Веб-сериалы — оптимальный формат сочетания личного высказывания и свободы производства. Любая работа в полном метре — производство дорогостоящее. Она подразумевает какой-то заказ, либо каких-то финансовых партнеров, которые на тебя влияют. Веб-сериал сегодня может снять любой человек, у которого есть телефон и некоторое количество друзей. Все, что надо, это оригинальная творческая идея и хороший сценарий. Ими ты всегда можешь заразить какое-то количество соратников. И ты можешь сделать высказывание о том, что тебя в данный момент волнует. Это оптимальный вариант независимости.

Плюс мы сейчас живем во время изобилия платформ для реализации, поэтому если у тебя интересный веб-сериал, ты можешь его просто выложить на любую свободную платформу: YouTube, Instagram. Поскольку серии по 15 минут, то, например, выкладывай их в Instagram и дальше только привлекай аудиторию. 

Кадр из сериала «Систер»
Кадр из сериала «Систер»

Сейчас в сериале четыре эпизода, но насколько я понимаю, их будет больше. Сколько всего?

Поскольку я сейчас очень вдохновлен проектом «Систер», то пока я им горю, он будет продолжаться и, возможно, долго. Я очень условно делю проект на сезоны. Первые четыре серии называю первым сезоном. Сейчас мы снимаем еще четыре серии — это будет второй сезон. Очень надеюсь, что мы все снимем за сентябрь и часть октября, и в начале декабря выйдет новый сезон. Дальше я тут же примусь за следующие серии. Опять же, главное не перегореть. Пока мне интересно жить с этими героями, я буду продолжать создавать о них истории.

Сергей Четверухин
Сергей Четверухин

Вдохновлено ли что-то в сюжете личным опытом? Вы же были директором журнала ОМ, а герои у вас очень яркие, креативные и немножко богемные. Например, там есть второстепенный персонаж — девушка, которая любит Антонтена Арто, Йена Кертиса и так далее.

Про что бы ни писал любой автор: про маленьких девочек, больших девочек, космонавтов, водолазов, животных — все всегда вдохновлено личным опытом. Потому что вся информация, которую вы потребляете в жизни, преобразовывается в тебе, как в трансформаторе, во что угодно. Я — как перерабатывающий цех. Как этот цех работает, слава богу, загадка, и поэтому интересно наблюдать то, что получается на выходе. Что-то туда попало, что-то с чем-то соединилось, и в итоге появились вот эти героини.

Но я хорошо помню с чего все началось. Началось как раз с образа героя. Я придумал маленькую девочку гениальную социопатку. Мне захотелось проследить за тем, как эта девушка будет существовать в нашем мире: прагматичном, циничном, хаотичном хотя хаос это, конечно, ее стихия. Все остальное уже выстроилось вокруг этой героини.

Я не думаю, что мое прошлое в журнале ОМ как-то повлияло, это было очень давно. Йена Кертиса я и до журнала ОМ слушал, практически вырос на «манчестере». Для меня это забавный контраст, потому что вроде бы в истории действуют две сестры 18 и 24 лет, и, по идее, они должны питаться какими-то новыми музыкой и искусством.

Кстати, да, я заметил, что это «не их» герои. Я подумал, что это, наверное, герои немножко уже вашего поколения.

Ну, во-первых, все не совсем так. Если в Питере зайдете в какие-нибудь модные клубы, где играют живую музыку, вы увидите, что 20-летние играют Joy Division. Кертис на все времена.

Это да, но при у вас есть и Антонен Арто, которого вряд ли сейчас так же читают, как слушают Joy Division. Это такая литература для людей с очень специфическим вкусом.

На уровне эксперимента мне было очень интересно соединить юных девушек нашего времени с какой-то декадентской культурой прошлого. Но, как выяснилось, это и их реальность тоже. 

Кадр из сериала «Систер»
Кадр из сериала «Систер»

Антонен Арто, Кертис и так далее — они упоминаются в третьей серии, их называет героиня Пусси. Она перечисляет этих персонажей. Актрисе Марусе Пуссер, которая играла Пусси, на момент съемок было 18 лет. Я попросил ее перечислить ее реальных культурных героев. Девять из десяти персонажей, упомянутых в сериале, назвала она. Антонена Арто тоже назвала она. Я же предлагал значительно более попсовых героев. Но с радостью принял ее предложение. 

Я все время общаюсь с молодыми и каждый раз я с ними разговариваю об их культурных кодах и культурных героях. Вы не поверите: Кертис, Дэвид Боуи, Игги Поп — я постоянно слышу эти имена от 20-летних. 

Я тоже заметил, что часто вижу 20-летних, которые ходят даже в футболках не с Joy Division, а с Led Zeppelin или Iron Maiden, и вполне представляют себе кто это. 

Я могу это объяснить тем, что последние 20 лет поп-музыка, частью которой всегда был рок-н-ролл, вырождалась. Последние 20 лет у нас катастрофически уменьшалось количество настоящих мощных больших артистов. Их просто нет. Вы посмотрите, кто сейчас собирает стадионы, и сравните с прошлыми десятилетиями.

Молодежь всегда чувствует острее и тоньше. Если им везет, и у них рядом есть какие-то культурные поводыри или просто советчики, то они узнают об артистах прежних лет и понимают, что вот там настоящее, там великое, там талант на уровне бездны, которая манит. А в последние 20 лет везде какая-то выхолощенная подделка. Если бы сегодня какой-нибудь современный 20-летний Джим Остерберг создал группу The Stooges, то они про того старого Игги Попа может быть и не вспоминали бы. Ну нет сегодня нового Игги Попа.

Но при этом у вас в «Систер» есть современная музыка: «Бром», «Сольвычегодск»… Такая, что называется, музыка фестиваля «Боль». То есть современные русские андеграундные артисты. Вы лично подбирали музыку или кто-то вам советовал?

Слушайте, я обожаю фестиваль «Боль». Мне кажется, это один из самых интересных фестивалей. Я очень люблю российский нео-панк. Потому что он же у нас настоящий, так как замешан на реальности: отвратительной  социальной ситуации в стране, на бедности, на отсутствии перспектив, то есть ровно на том, на чем вырос тогда в конце 70-х британский панк. Та эпоха Тэтчер, которую до сих пор там ненавидит средний класс.

Музыку мы собирали вместе с режиссером монтажа Ильей Рангуловым, что-то нам рекомендовала музыкальный консультант Катя Пойменова. «Бром» и «Сольвычегодск» — это, по-моему, была находка Ильи. Что-то из музыки нам давала Катя, что-то я подбирал. В общем, вся эта музыка мне очень нравится, но, понимаете, тут же многое зависит от бюджета. Если бы у меня были деньги на треки Joy Division или The Stooges, при всей любви к «Брому» и «Сольвычегодску», возможно, я бы выбрал The Stooges и Joy Division.

Съемки сериала «Систер»
Съемки сериала «Систер»

С музыкой разобрались. А как подбирались актрисы? Аню Вечер вы нашли на съемочной площадке одного из проектов британского департамента Netflix. Вот можно об этом поподробнее. 

Увы, сильно подробно об этом нельзя, потому что она связана обязательствами о неразглашении.

То есть тот проект еще снимается?

Да, это так. Это была, насколько я понимаю, почти случайность. Она интересуется кинематографом. Ей на тот момент было 17 лет, она находилась в Азии. Как рассказывала мне Аня, она шла где-то в Гонконге, увидела съемочную площадку и попросилась в массовку. Но она была настолько яркой, что режиссер выделил ее из массовки и дал эпизод с несколькими фразами. По ее словам, ее тут же убивают. Там история про маньяка.

Кто-то мне, собственно, дал наводку, ссылку на ее соцсеть. Она вернулась после Гонконга, мы встретились, пообщались. Я сделал пробы, понял, что она подходит.

Саша Магелатова и Аня Вечер в сериале «Систер»
Саша Магелатова и Аня Вечер в сериале «Систер»

Но вообще поиск был очень трудный. Я пробовал многих актрис. Современные молодые актрисы — во всяком случае те, с кем я общался — очень интересны как личности. И ты очень быстро подключаешься к ним, ты хочешь с ними общаться и работать. А в кадре не то.

Мы же на этом проекте очень ограничены сроками, у нас производство очень быстрое и малобюджетное. У тебя не хватает времени, ресурсов, а может быть и режиссерских способностей, чтобы сделать так, чтобы такие актрисы зажили в кадре. Либо у них очень сильный перекос в сторону академической театральной школы, которой их буквально фаршируют  в театральных вузах. 

Но я хочу сказать, что мне было очень легко и комфортно работать с Аней, с человеком без театральной школы. Мне надо было, чтобы она органично существовала в кадре так, как мне нужно, и выполняла те функции по созданию образа, которые были мне нужны. И она прекрасно справилась. У нее не было ничего лишнего. И я не совершал дополнительную работу по «отсеканию», по переделыванию.

При этом старшую сестру играет актриса БДТ, как раз с театральным опытом.

Да, Саша Магелатова — прекраснейшая актриса, я считаю ее одной из наиболее талантливых в своем поколении. Во-первых, у Саши нет академической театральной школы, она училась в Балтийском институте Экологии, политики и прав. Там сделали новый курс актерского мастерства. Во-вторых, после этого она отработала несколько лет в БДТ с, я считаю, лучшими и наиболее кинематографичными режиссерами, которые сейчас работают в театре. Потому что в театре есть такой вид спектаклей, которые я для себя определяю как «кино». С «киноязыком» на сцене прекрасно работает худрук БДТ Могучий. Когда я прихожу и смотрю его «Трех толстяков», да и «Губернатора», у меня есть ощущение, что я смотрю кино на сцене. 

Все режиссеры, которые делают достаточно свежий современный театр, используют кинематографические приемы. Там есть VR, экраны, крупные планы, озвученные микрофонами актеры, которые говорят, как в кинокадре: они интонируют, могут шептать, делать все тонко и работать крупным планом. Им не надо кричать двадцатому ряду.

Плюс Саша сыграла в одном из лучших спектаклей одного из моих любимейших театральных режиссеров Андрия Жолдака «ZholdakDREAMS». Человек, который работал с  Могучим и Жолдаком, сам может многому научить некоторых сугубо кинематографических актеров. В общем, Саша особенная. Это театр, но очень индивидуальный.

Вот есть сериал «Систер» — это сериал о сестрах. Еще выйдет фильм «Смертельные иллюзии», сценарий к которому вы писали  — это история о братьях. И есть фильм «Тренер», где существуют отношения сына и отца. Можно ли сказать, что отношения в семье — они для вас определяющие? Или просто так получилось?

Так получилось, совпадение. «Смертельные иллюзии» были чистым заказом. Сценарий «Тренера» мы писали  с Козловским, идея и заявка были его. И там скорее образ отца инициировал он, а мы дальше его расписывали интересным образом, используя даже какие-то мемуарные истории от нынешних европейских топ-футболистов. 

Что касается «Систер», то тут мне хотелось показать именно взаимоотношения сестер. Хотелось, чтобы история была между самыми родными людьми, но — чтобы они при этом были полной противоположностью друг другу. 

То есть это два мира, существующие в одной семье. И эти люди не могут быть семьей. Они распадаются из-за своих мировоззрений, темпераментов. Эта идея мне очень важна, я буду горизонтально ее проводить через все сезоны. Надеюсь, их будет немало. 

Но... Какими бы разными ни были героини, как бы они ни бесили друг друга, они каждый раз приходят к пониманию , что они одно целое. Просто по какой-то божественной иронии одно целое разделили, и часть качеств дали одной героине, а часть качеств — другой. Вот так.

Текст: Илья Кнапский

Сериал «Систер» можно бесплатно посмотреть в веб-кинотеатре СHILL прямо сейчас.