Найти тему
Винтажная парфюмерия

Откуда взялся флакон для "Красной Москвы"

Те, кто застал "Красную Москву" в советское время, помнят два ее флакона: большую плоскую "фляжку" с рельефной зубчатой аркой над этикеткой, и маленький "пузырек" с рифленым пояском.

Так "Красная Москва" выглядела во времена моего детства
Так "Красная Москва" выглядела во времена моего детства

Новая заря, поэкспериментировав в 1990-х с разными дизайнами, позднее вернулась к классике и сейчас снова продает "Красную Москву" с аркой и пояском (хотя пропорции флаконов изменились, а также крышки и этикетки, но стиль узнаваем).

Так "Красная Москва" выглядит сейчас
Так "Красная Москва" выглядит сейчас

У двух этих флаконов совершенно разная история. Флакон с аркой появился одновременно с духами "Красная Москва" в 1929 году. Новая заря лишь незадолго до этого вернулась к производству парфюмерии (сразу после революции и гражданской войны всем было сильно не до духов, и фабрика выпускала мыло и средства гигиены), и в первой половине 1920-х работала по старым рецептам, используя дореволюционные запасы флаконов. Но для новых (и как покажет время - главных) духов коммунистической эры был создан особый, их собственный флакон.

Так "Красная Москва" выглядела с момента создания до конца 1960-х
Так "Красная Москва" выглядела с момента создания до конца 1960-х

Он был одновременно лаконичным и выразительным: рельефный орнамент напоминал силуэт зубцов на кремлевской стене, а крышечка - луковичные купола собора Василия Блаженного. Почему купола, а не кремлевские звезды? - потому что они были водружены десятью годами позднее, в 1935 году. И рельеф на флаконе, и форма крышечки не только имели символический смысл, но и выполняли практическую функцию: делали флакон более удобным в использовании, "ухватистым". Первые пользователи "Красной Москвы" отмечали легкость и тонкость стекла - это было необычно по сравнению с увесистыми дореволюционными флаконами. Автором флакона "Красной Москвы" был штатный художник Новой зари Андрей Евсеев, он же придумал и красно-белую с золотом коробочку в стиле ар-деко, в которой "Красную Москву" продавали до конца 1960-х.

"Красная Москва" в экспортном каталоге 1950-х
"Красная Москва" в экспортном каталоге 1950-х

Зубчатый поясок флакона-миниатюрки еще больше напоминает о зубчатой кремлевской стене - это особенно удивительно, потому что придумали его в другой стране и для совсем других духов. Он предназначался для духов Tosca немецкой фирмы Muelhens, созданных в 1921 году. Этот флакончик поначалу был снабжен изящной притертой крышкой с цветочным рельефом из роз и незабудок.

Tosca, 1920-1940-е
Tosca, 1920-1940-е

Вообще Tosca выпускалась во флаконах разного объема, в зависимости от размера менялась и его форма, в том числе форма крышки, но цветочный орнамент оставался одинаковым. Существует версия, что флакон для духов Tosca разработал знаменитый дизайнер Жюльен Виар (конкурент Лалика) - и из трех флаконов Tosca 1920-х годов именно маленький с зубчатым пояском больше всего похож на стиль Виара.

Фрагмент рекламы Tosca 1920-е
Фрагмент рекламы Tosca 1920-е

В 1930-х во всем мире темп жизни становился все более динамичным, и производители духов все чаще заменяли притертые стопперы флаконов винтовыми крышками - так женщины могли носить духи с собой в сумочке не боясь, что они разольются. Вот и стоппер с розочками уступил место надежной винтовой крышке из металла - приблизительно в конце 1930-х или в начале 1940-х.

Tosca 1940-1950-е
Tosca 1940-1950-е

Фабрика, производившая флаконы для фирмы Muelhens, находилась в городе Пизау, оказавшемся по окончании Второй мировой войны в Восточной Германии. По решению Потсдамской конференции Советский Союз получил после войны право на репарации - компенсацию за понесенные во время войны потери. В качестве репараций Советский Союз вывез из Восточной Германии большое количество материальных ценностей, в том числе промышленное оборудование. Согласно архивам Главного трофейного управления СССР из Германии в Советский Союз до конца 1950-х было отправлено 2885 заводов и 340 тысяч станков. Среди них оказались и линии по производству стекла и стеклотары, в том числе из города Пизау. Так флакон с пояском появился у Новой зари. В том, что у Tosca и "Красной Москвы" флакон сделан по одной модели, легко убедиться просто положив их рядом - даже их крышки можно поменять местами, и они без проблем закроются.

"Красная Москва" и Tosca
"Красная Москва" и Tosca

На Новой заре и раньше предпринимали попытки подобрать "Красной Москве" флакон-миниатюру. До 1950-х в этом качестве использовали стандартный притертый флакон. Потом перед фестивалем 1957 года появился набор миниатюр "в клеточку", включавший в себя "Красную Москву". Он был симпатичным и удобным, но на Новой заре предпочли ему немецкий флакон - скорее всего, именно из-за рельефного пояска, напоминавшего силуэт кремлевской стены: он перекликался с рельефом на большом флаконе "Красной Москвы".

Вот так флакон изменился за 100 лет своей истории
Вот так флакон изменился за 100 лет своей истории

Не думаю, что на Новой заре кто-то помнил о том, откуда взялся этот флакон - во всяком случае нигде в отечественной литературе его появление не описывается. Не догадывались о судьбе этого флакона и немецкие историки парфюмерии - что можно понять, так как в Muelhens регулярно придумывали для духов Tosca все новые и новые варианты упаковки. Немецкое происхождения флаконов для "Красной Москвы" было моим собственным открытием, сделанным совершенно случайно: я обнаружила на аукционе ebay флакон духов Tosca, точь-в-точь похожий "Красную Москву", и задалась вопросом, как такое сходство оказалось возможным. Поиски заняли у меня несколько лет, но в конце концов я получила ответ, сопоставив события 1940-1950-х годов. Так зубчатый поясок на флаконе самых известных отечественных духов приобрел еще один смысл: он напоминает не только о Москве с ее Кремлем, но и о цене, заплаченной за Победу.

"Кремль" из моей коллекции
"Кремль" из моей коллекции

PS Меня удивляет, как часто "Красной Москве" приписывают флакон в виде кремлевской башни - но у "Красной Москвы" никогда не было такого флакона. Флакон-башенка принадлежал незаслуженно забытым духам "Кремль" с прекрасным ароматом роз и зелени, совершенно не похожим на запах "Красной Москвы", хотя их создал один и тот же парфюмери - Август Мишель.

(C) Виктория Власова

Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора