Те, кто застал "Красную Москву" в советское время, помнят два ее флакона: большую плоскую "фляжку" с рельефной зубчатой аркой над этикеткой, и маленький "пузырек" с рифленым пояском.
Новая заря, поэкспериментировав в 1990-х с разными дизайнами, позднее вернулась к классике и сейчас снова продает "Красную Москву" с аркой и пояском (хотя пропорции флаконов изменились, а также крышки и этикетки, но стиль узнаваем).
У двух этих флаконов совершенно разная история. Флакон с аркой появился одновременно с духами "Красная Москва" в 1929 году. Новая заря лишь незадолго до этого вернулась к производству парфюмерии (сразу после революции и гражданской войны всем было сильно не до духов, и фабрика выпускала мыло и средства гигиены), и в первой половине 1920-х работала по старым рецептам, используя дореволюционные запасы флаконов. Но для новых (и как покажет время - главных) духов коммунистической эры был создан особый, их собственный флакон.
Он был одновременно лаконичным и выразительным: рельефный орнамент напоминал силуэт зубцов на кремлевской стене, а крышечка - луковичные купола собора Василия Блаженного. Почему купола, а не кремлевские звезды? - потому что они были водружены десятью годами позднее, в 1935 году. И рельеф на флаконе, и форма крышечки не только имели символический смысл, но и выполняли практическую функцию: делали флакон более удобным в использовании, "ухватистым". Первые пользователи "Красной Москвы" отмечали легкость и тонкость стекла - это было необычно по сравнению с увесистыми дореволюционными флаконами. Автором флакона "Красной Москвы" был штатный художник Новой зари Андрей Евсеев, он же придумал и красно-белую с золотом коробочку в стиле ар-деко, в которой "Красную Москву" продавали до конца 1960-х.
Зубчатый поясок флакона-миниатюрки еще больше напоминает о зубчатой кремлевской стене - это особенно удивительно, потому что придумали его в другой стране и для совсем других духов. Он предназначался для духов Tosca немецкой фирмы Muelhens, созданных в 1921 году. Этот флакончик поначалу был снабжен изящной притертой крышкой с цветочным рельефом из роз и незабудок.
Вообще Tosca выпускалась во флаконах разного объема, в зависимости от размера менялась и его форма, в том числе форма крышки, но цветочный орнамент оставался одинаковым. Существует версия, что флакон для духов Tosca разработал знаменитый дизайнер Жюльен Виар (конкурент Лалика) - и из трех флаконов Tosca 1920-х годов именно маленький с зубчатым пояском больше всего похож на стиль Виара.
В 1930-х во всем мире темп жизни становился все более динамичным, и производители духов все чаще заменяли притертые стопперы флаконов винтовыми крышками - так женщины могли носить духи с собой в сумочке не боясь, что они разольются. Вот и стоппер с розочками уступил место надежной винтовой крышке из металла - приблизительно в конце 1930-х или в начале 1940-х.
Фабрика, производившая флаконы для фирмы Muelhens, находилась в городе Пизау, оказавшемся по окончании Второй мировой войны в Восточной Германии. По решению Потсдамской конференции Советский Союз получил после войны право на репарации - компенсацию за понесенные во время войны потери. В качестве репараций Советский Союз вывез из Восточной Германии большое количество материальных ценностей, в том числе промышленное оборудование. Согласно архивам Главного трофейного управления СССР из Германии в Советский Союз до конца 1950-х было отправлено 2885 заводов и 340 тысяч станков. Среди них оказались и линии по производству стекла и стеклотары, в том числе из города Пизау. Так флакон с пояском появился у Новой зари. В том, что у Tosca и "Красной Москвы" флакон сделан по одной модели, легко убедиться просто положив их рядом - даже их крышки можно поменять местами, и они без проблем закроются.
На Новой заре и раньше предпринимали попытки подобрать "Красной Москве" флакон-миниатюру. До 1950-х в этом качестве использовали стандартный притертый флакон. Потом перед фестивалем 1957 года появился набор миниатюр "в клеточку", включавший в себя "Красную Москву". Он был симпатичным и удобным, но на Новой заре предпочли ему немецкий флакон - скорее всего, именно из-за рельефного пояска, напоминавшего силуэт кремлевской стены: он перекликался с рельефом на большом флаконе "Красной Москвы".
Не думаю, что на Новой заре кто-то помнил о том, откуда взялся этот флакон - во всяком случае нигде в отечественной литературе его появление не описывается. Не догадывались о судьбе этого флакона и немецкие историки парфюмерии - что можно понять, так как в Muelhens регулярно придумывали для духов Tosca все новые и новые варианты упаковки. Немецкое происхождения флаконов для "Красной Москвы" было моим собственным открытием, сделанным совершенно случайно: я обнаружила на аукционе ebay флакон духов Tosca, точь-в-точь похожий "Красную Москву", и задалась вопросом, как такое сходство оказалось возможным. Поиски заняли у меня несколько лет, но в конце концов я получила ответ, сопоставив события 1940-1950-х годов. Так зубчатый поясок на флаконе самых известных отечественных духов приобрел еще один смысл: он напоминает не только о Москве с ее Кремлем, но и о цене, заплаченной за Победу.
PS Меня удивляет, как часто "Красной Москве" приписывают флакон в виде кремлевской башни - но у "Красной Москвы" никогда не было такого флакона. Флакон-башенка принадлежал незаслуженно забытым духам "Кремль" с прекрасным ароматом роз и зелени, совершенно не похожим на запах "Красной Москвы", хотя их создал один и тот же парфюмери - Август Мишель.
(C) Виктория Власова
Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора