Продолжаю свой список хороших отечественных хорроров. На этот раз снова упомяну два фильма. Первый – мощный прокатный мейнстрим, второй наоборот – на коленке сделанное фестивальное кино. И оба по-своему замечательны.
«Пиковая дама: Зазеркалье» – снова русская готика!
Это сиквел 2018 года от команды, которая делала первое кино, «Невесту» и «Рассвет». Режиссер Святослав Подгаевский в этот момент ушел к своей «Яге». Вместо него – младший Александр Домогаров, в 2017 году стартовавший с «однодолларовой» (Кинг отдает права экранизации за 1 доллар) хоррор-короткометражкой «Пустите детей» по Стивену Кингу.
И снова на экране русская готика. На этот раз гораздо еще больше готика, чем в первой части. И снова есть флешбеки из мрачного крепостничества, после «Невесты» это уже традиция. Удачно готичное место действия – подмосковная усадьба, которых по России сотни, вполне русская и одновременно универсальная локация (так же будет и в фильме «Гости»).
Вроде и наше, и западному зрителю картинка привычна. Смешаны в кучу призраки и демоны. Мистика разнообразная, мяса хватает.
Может слегка доставать мелкий пацан. Часто такие бегают, а зритель понимает, что ничего особого с ними не произойдет, они же дети. Печаль, когда дети начинают рисовать, этот тоже пару картинок навозюкал. Правда позже проблемы паренька обострились, и стало повеселее.
Звук хороший, хотя в «Гостях» и «Рассвете», на мой взгляд, еще лучше. Главная актриса – Ангелина Стречина классно дебютировала в хорроре, в 2019 году закрепив успех главной ролью в «Гостях». Девушки у нее получаются смышленые, не орущие «королевы крика», держатся без лишних истерик, и не такие замкнутые в себе, как у другой принцессы хоррора Виктории Агалаковой («Невеста», «Русалка»).
Прямой связи с первым фильмом тут нет. Пиковая Дама другая. Мистика строится от исполнения желаний, которые ребята загадали при вызове Пиковой Дамы. Понятно, что даже невинные желания эта тётка извратит и выкрутит в какой-то лютый негатив, как джин в фильме «Исполнитель желаний». Гадать о том, как это случится – отдельное развлечение.
«Мертвым повезло» с фанатичным режиссером
Брат затянул брата в банду, и теперь им предстоит выполнить серьезный заказ: устранить отдыхающую на даче молодежь в стиле орудующего в местных лесах маньяка, чтобы пустить полицию по ложному следу. Настоящий маньяк наблюдает за этим делом и недоволен качеством инсценировки. Теперь он будет охотиться на своих подражателей.
Инди-фильм «Мертвым повезло» (2017) уфимского режиссера Вадима Валиуллина снят за смешные 500 тысяч рублей. Но сделано это с дичайшей любовью к жанру, талантливо и без лукавства: хоррор именно таков, каким его задумывал автор, и не нуждается в снисходительных поблажках за его независимость.
Диковатый, трешевый, комедийный слэшер и даже сплаттерпанк с реками кровезаменителя и солидным бодикаунтом. С профессиональными театральными актерами (а Дмитрия Богдана некоторые помнят по второй части «Шапито-шоу»), умными диалогами и убойными шутками.
Валиуллин экономил, сам готовил натуру в виде разваленной загородной дачи, в процессе, как пишут в Кинопоиске, подцепил мышиную лихорадку и попал в больницу, а во время съемок спал всего по 2-3 часа...
В общем, жертвы во имя искусства были не только в кадре. И результат может стать отличным примером для фанатов жанра: хороший хоррор по цене автомобиля может снять каждый, если желание и способности.
Фильм получил массу комплиментов от СМИ за честность, самобытность, драйв и юмор. Его даже взяли в программу фестиваля Кинотавр-2017 (в 2015 году Валиуллин побеждал в Сочи с короткометражкой «Кредит»), что для жанра всегда является серьезным событием, обычно хоррор на умных тусовках не жалуют, а треш-хоррор – тем более.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Подписывайтесь, и продолжим!