Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Новая программа воспитания - через пятую точку?

Школа переживает очередной судьбоносный этап: в России теперь должны будут не только учить, но и заниматься воспитанием учащихся, прежде всего патриотическим.

Самая обычная, средняя школа
Самая обычная, средняя школа

Комитет Госдумы по образованию утвердил президентские поправки к закону «Об образовании», которые призваны сформировать у учащихся самые благородные чувства.

Президент Путин предложил выстроить систему воспитания так, чтобы у детей появились чувства «патриотизма гражданственности и уважения к старшим». Каждый детский сад, школа и вузы должны будут составить календарный план воспитательной работы.

Зампред комитета Госдумы по образованию Л. Духанина считает, что в данный момент воспитательная работа в школах организована лишь формально. По ее мнению, новые программы воспитания должны быть «живыми, выполняемыми, прозрачными и понятными», для их разработки следует привлекать и родителей. В Минобразовании добавили, что сделают упор на «блок экскурсий». Понятно, что в стране есть масса школ, которые никуда не поедут, нет возможностей – на это отвечают, что «в век цифровых информаций» можно всё! То есть если директор может организовать транспорт, полицейское сопровождение, деньги на поездку – тогда здравствуй, музей! Если же ничего этого нет – включаем телевизор и ставим видеофильм «Эрмитаж», потому что ни в одном локальном акте не прописано, где взять деньги на эти экскурсии.

Совет Федерации одобрил закон о воспитании в российских школах, по которому учителя обязаны формировать у детей чувство патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, старшему поколению, культуре и природе.

Некоторые испуганные директоры готовы публично доказать патриотизм, твёрда зная, что лучше пере…, чем недо…

На фасаде школы действительно 13 флагов
На фасаде школы действительно 13 флагов

На фасаде этой школы размещены 13 флагов РФ. Уж патриотизм – так с размахом. Интересно, сколько портретов президента в вестибюле школы?

Но любой директор объяснит: «Все это было и раньше: в нашем законе об образовании оно трактуется как воспитание и обучение, причем воспитание стоит на первом вместе. В каждой школе, детском саду и учреждении дополнительного образования есть планы по воспитательной работе, все это всегда было. Причем ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) определяют самые разные направления: патриотическое, гражданское, культурное, историческое воспитание», – отметила директор петербургской гимназии «Альма Матер» Т. Щур.

Директор подчеркнула, что принципиально для детей, родителей и педагогов со вступлением закона в силу ничего не поменяется — в школах просто сверят свои планы с текстом закона и убедятся в том, что все уже написано и запланировано.

«У нас всегда отмечались все праздники, были общественные занятия, работа с волонтерами, детскими организациями и объединениями. Кстати, детская жизнь – не резиновая, и „напихать“ в нее в 10 раз больше активностей невозможно», – резюмировала она.

Пока никто не поспешил объяснить, кто и за счёт каких средств все эти планы будет реализовывать. Одно дело, если у школы есть несколько ставок социальных педагогов, и совсем другое, когда администрация вызовет классных руководителей и «повесит» на них в приказном порядке дополнительные обязанности: «Ведь вам добавили деньги за классное руководство?! Вот и отрабатывайте!»

Беда ещё и в том, что на пути от ярких деклараций к реальной деятельности происходит формализация любого начинания. Например, в некоторых школах появились «Парты героя». В школе учился Герой Советского Союза или Герой России, возникает уголок памяти, на парте ставится флажок, прикрепляется мемориальная табличка… А дальше вдруг появляется документ, присланный из департамента: представьте отчёт, сколько учащихся за полугодие и год сидели на этой парте героя! Директор московского центра образования Е. Ямбург желчно спрашивает: «Они что, считают, что патриотизм передаётся через пятую точку?» И печально добавляет: «Всё это было в Советском Союзе…», – когда дети к подобным мероприятиям относились иронично, даже издевательски. Но чиновник знает только один способ: собрать отчёты «о проведённой работе»! И не удержусь, скажу: прежде были инспекторы РОНО, ГОРОНО, методисты, которые в своей массе вышли из учительства, они могли, посетив урок, сделать выводы, указать сильные и слабые стороны работы учителя, подсказать, помочь. Сейчас их нет – есть ведущие специалисты. Как они попадают в департамент, куда способны вести, не знает никто – я ни разу не встречал объявления: «Департамент образования проводит конкурс на замещение вакантной должности ведущего специалиста по русскому языку и литературе». А как попал в министры нынешний руководитель российского образования, не работавший в школе? Он такой эффективный менеджер, что потянет любое назначение? Именно поэтому, не зная школы и её жизни, «ведущие специалисты» могут судить о воспитательной работе только по полученным отчётам, по собранным бумажкам. И лучшей будет школа, где бумажек больше.

Единственное, что радует – решение группы депутатов Госдумы исключить формулировку о том, что школа оказывает образовательную услугу.

Школа - сфере услуг?
Школа - сфере услуг?

Наконец-то приходит понимание, что школа – это государственное учреждение, решающее государственной важности задачу: воспитывает гражданина.