Обычно на канале "Справочник кинопижона" выходят комплиментарные статьи об эксплуатационном кино, его режиссерах и актерах. Действительно, тот факт, что Жан Роллен, Чезаре Каневари или Энцо Кастеллари работали в рамках условно мусорного кино, не умаляет их крутости. Да, и некоторые фильмы категорий "Б" и "С" состарились значительно лучше блокбастерной продукции 60-х, 70-х и 80-х. Однако, стоит отметить, что это все же исключения из правила. Большая часть эксплуатационного кино все-таки вполне справедливо считаются мусором. Ниже краткий рассказ о 5 наиболее плодовитых режиссеров эксплуатационного кино, фильмы которых стоит избегать всеми силами.
Все приведенные ниже цифры взяты из IMDB и TMDB, поэтому относиться к ним стоит с определенным скепсисом. Обе главные базы данных далеко не полны. Но лучших источников информации, увы, нет.
Бруно Маттеи
Известный итальянский халтурщик, начавший в 70-е с джалло быстро скатился к съемкам всего подряд. В конце 70-х - начале 80-х стал чередовать "кино для взрослых" с фильмами ужасов, нациэксплуатейшном и псевдоскивелами. В промежутке с 1970 по 2007 изготовил 46 мейнстримных фильмов, среди которых особенно дурной славой пользуются "Калигула и Мессалина" , снятый на волне хайпа по фильму Брасса-Видала, а также неофициальный "сиквел" Терминатора, вышедший за 2 года до премьеры "Судного дня". Стоит отметить, что хайповать Маттеи умел, но вот на качество своих фильмов ему было откровенно плевать.
Джо Д’Амато
Все сказанное выше о Маттеи верно и в отношении Джо Д'Амато. За тем исключением, что последний был почти в 2 раза работоспособней. Фильмография "режиссера" насчитывает 78 мейнстримных фильмов и свыше сотни немейнстримных, а место в ней нашлось практически для всех эксплуатационных жанров, от спагетти-вестернов до фильмов о каннибалах. Наибольшей известностью (со знаком минус) пользуются "Эммануэль и каннибалы", "Антропофагус" и "За пределами тьмы". Кстати, если говорить о плохом кино вообще, то больше всего трэша было снято именно в жанре хоррора.
Сирио Сантьяго
Филиппинца Сирио Сантьяго трудно назвать совсем уж плохим режиссером. Из 97 снятых им фильмов, которые есть в базах данных, можно обнаружить несколько приличных. Но относится это в основном к работам 70-х, когда он специализировался на фильмах категории WIP. Однако в 80-е он переключился на съемки клонов Рэмбо и дешевой постапокалиптики. Работал на Филиппинах, но для американского VHS-рынка, поэтому в его фильмах снимались такие актеры как Роберт Патрик и Ричард Нортон, до того как стать известными. Любопытная деталь: значительная часть фильмов Сантьяго образца 80-х стала возможна, так как в конце 70-х после окончания работ над "Апокалипсисом сегодня" на Филиппинах остались масштабные и дорогостоящие декорации, которые потом здорово пригодились режиссеру.
Годфри Хо
Самый известный трэшмейкер (149 фильмов) Гонконга в истории города-государства личность уникальная. Даже в самых слабых и низкобюджетных фильмах гонконгского производства был хорош поставлен экшн. Самые убогие боевики Гонконга не обходились без двух-трех приличных драк. Годфри Хо - настоящий уникум: он умудрялся снимать убого абсолютно всё, включая экшн-сцены. Пик творческой активности режиссера пришелся на 80-е, когда он поработал во многих эксплуатационных жанрах, но особую слабость питал к фильмам о ниндзя, с которыми чаще всего ассоциируется. Если вы смотрите фильм о средневековых японских шпионах, на фоне которого "Американский ниндзя" выглядит "Лоуренсом Аравийским", скорее всего это снял именно Годфри Хо.
Хесус Франко
Но даже достижения Бруно и Джо, Сирио и Годфри, меркнут на фоне трэш-величия Хесуса Франко. На его счету 207 фильмов, мейнстримных и не очень. Большую часть "творческого наследия" плодовитого испанца составляет софткор и хорроры. Пик Франко пришелся на вторую половину 60-х и 70-е, когда он снимал то готические ужасы про Дракулу, то вольные интерпретации текстов Де Сада, то трэш-экранизации приключенческой классики ("Пятнадцатилетний капитан" по Жюлю Верну, "Знак Зорро"). Именно Франко - самый работоспособный трэш-режиссер новейшего времени.