Найти в Дзене
Baletoved

Малоизвестные балеты Прокофьева.

Все знают основные балеты С. Прокофьева это "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Каменный цветок", но мало кто знает о его самых первых спектаклях.
Молодого и талантливого композитора заметил импресарио Сергей Дягилев и не раздумывая заказал ему первый балет "Ала и Лоллий". Балетмейстером должен был быть Борис Романов. К сожалению, балет не увидел сцены. А музыку композитор переработал в «Скифскую
Сцена из балета "Стальной скок"
Сцена из балета "Стальной скок"

Все знают основные балеты С. Прокофьева это "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Каменный цветок", но мало кто знает о его самых первых спектаклях.

Молодого и талантливого композитора заметил импресарио Сергей Дягилев и не раздумывая заказал ему первый балет "Ала и Лоллий". Балетмейстером должен был быть Борис Романов. К сожалению, балет не увидел сцены. А музыку композитор переработал в «Скифскую сюиту».

Первой его реализованной постановкой была «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Премьера состоялась в Париже в 1921 году. Либретто постановки было разработано Дягилевым и Прокофьевым на основе сказок Пермской губернии.

Этот балет примечателен тем, что был от начала до конца поставлен художником-авангардистом Михаилом Ларионовым. Такой эксперимент, когда хореографию балета сочиняет художник, был осуществлен впервые на балетной сцене.

-2

Особенностью костюмов стала имитированная тяжеловесность, достигавшаяся за счет объема и структуры ткани. Громоздкие костюмы, ограничивая свободу исполнителей, диктовали ограниченный набор движений, тем самым определяя пластическое решение роли. В этом заключался парадокс, такие костюмы мешали артистам исполнять хореографию, которую поставил сам художник. В этом балете художник пытался оживить персонажей своих станковых работ.

Новаторство балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" не было оценено парижской публикой. Спектакль прошел всего несколько раз и исчез из репертуара. Прокофьев по опыту с неудачной постановкой "Ала и Лоллий", также создает сюиту из балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего".

В 2011 году "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" была восстановлена хореографом Алексеем Мирошниченко в Пермском театре оперы и балета. Балетмейстер попытался максимально сохранить эстетику балета, сценографию, костюмы, однако хореографический текст был сочинен заново.

Затем, в 1927-м году в рамках антрепризы "Русский балет" был поставлен «Стальной скок». К середине 1920-х годов в Европе возрос интерес к Советской России. Дягилев очень чутко следил за веяниями времени и был в курсе всех событий, происходящих в современном ему искусстве. Дягилев давно планировал поставить балет конструктивистском стиле о современной России. Балет «Стальной скок» был связан с приемами нового современного театра и символизировал социалистическую, индустриальную Россию.

Зарисовки декораций Якулова к балету "Стальной скок"
Зарисовки декораций Якулова к балету "Стальной скок"

Долго происходили поиски хореографа балета. Дягилев обращался и к Мейерхольду, и к Голейзовскому, в итоге хореографом балета был назначен Мясин. Как пишет Прокофьев в своих дневниках, Мясин изобретает фабрично-машинное движение.

Одноактный спектакль состоял из двух картин. Персонажи первой картины принадлежали к дореволюционной России, а второй картины – к будущему, к индустриализации. «Якулов выстроил на сцене единую установку-конструкцию из станков, платформ, лестниц, колес и прочих механических элементов – движущихся, крутящихся, светящихся, выпускающих пар»[1]. Конструктивная декорация занимала большую часть планшета сцены, поэтому основное танцевальное действие происходило на уровне первых кулис и на платформе.

Как в декорациях, так и в костюмах Якулов использовал прием асимметрии: «На одном человеке надеты ботинки от разных пар. У куртки рукава разного цвета»[2]. Во второй картине балета артисты были одеты в прозодежду: у мужчин синие комбинезоны или брюки, сшитые из сатина, у женщин льняные платья поверх которых кожаные фартуки, а в руках преувеличенной величины молоты. В декорациях прием асимметрии проявлялся в выстроенной на сцене конструктивистской платформе, площадки на которой располагались на разных уровнях и соединялись веревочными лестницами.

Балет с успехом шел в репертуаре труппы до смерти Дягилева в 1929 году. Попытки Прокофьева перенести балет в Россию не увенчались успехом. Балет увидел сцену уже после смерти композитора.

В 2015 году балетмейстер Кирилл Симонов создал новую редукцию "Стального скока" в Саратовском театре оперы и балета. Хореограф намеренно отходит от либретто Прокофьева, перенеся действие в современность. Новая версия "Стального скока" Симонова сохраняет от оригинальной постановки только название и музыку.

-6

И четвертым балетом Прокофьева в антрепризе Дягилева стал "Блудный сын", поставленный в 1929 году по либретто Бориса Кохно. В качестве хореографа выступил Баланчин. Эффектное оформление принадлежало Жоржу Руо. Балет был поставлен на сюжет евангелической притчи о Блудном сыне. Блудного сына исполнял Серж Лифарь, а Сирену – Фелия Дубровская. Постановка балета протекала не совсем мирно. В ходе работы, судя по воспоминаниям очевидцев, все были недовольны друг другом. Прежде всего, Прокофьев был недоволен постановкой Баланчина. Прокофьеву она казалась слишком формальной.

Сцена из балета "Блудный сын", фото взято с сайта www.mariinsky.ru
Сцена из балета "Блудный сын", фото взято с сайта www.mariinsky.ru

Балет «Блудный сын» передаёт содержание притчи в драматическом ключе. Во время постановки какие-то подробности были опущены, а что-то наоборот добавлено, но главная теме библейской притчи сохранена. Этот балет сильно отличался от всех поставленных в труппе до него. Сам выбор сюжета свидетельствуем о том, что Дягилев почувствовал необходимость в драматических, эмоциональных чувствах.

Сцена из балета "Блудный сын", фото взято с сайта www.mariinsky.ru
Сцена из балета "Блудный сын", фото взято с сайта www.mariinsky.ru

Премьерные показы балета сопровождались большим успехом и хорошими отзывами в прессе. Возможно этот балет мог бы знаменовать новый этап в антрепризе, но через три месяца после премьеры "Блудного сына" Дягилев умер в Венеции и балетная труппа распалась.

Баланчин восстановил «Блудного сына» в 1950 году для своей труппы «Нью-Йорк Сити бэллей», главные партии танцевали Джером Роббинс и Мария Толлчиф. С тех пор этот балет идет в репертуаре главных мировых театров.

А вы знали об этих балетах Прокофьева? Поделитесь в комментариях.

[1] Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра: в 2 кн. М., Эдиториал УРСС, 1997. Кн. 1. С. 311.

[2]Суриц Е. Я. Фрагменты из монографии Е. Я. Суриц «Леонид Федорович Мясин» // Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. С. 317.

[3]Там же: С. 316.