В современном мире одним из основных направлений, обусловливающих развитие нефтегазового комплекса, является импортозамещение технологического оборудования. Практическая работа в данном направлении началась еще в 2014 году на фоне изменения геополитической обстановки по всему миру и после введения экономических санкций против России со стороны стран западного блока. Перечень секторальных санкций против России также коснулся и топливно-энергетического сектора. Данные санкции были введены для того, чтобы в среднесрочной перспективе ограничить возможности России по увеличению добычи углеводородов - сократить объемы экспорта энергоносителей – главного источника валютных поступлений в экономику России и важной составляющей геополитического влияния страны [6].
По мнению отечественных экспертов, экономические санкции наносят большой ущерб всей российской экономике, который оценивается не меньше чем в 120 млрд. дол. При этом возможные потери от технологической изоляции могут носить в себе еще большую опасность, чем низкие цены на нефть и ограничение доступа к кредитным ресурсам [1]. Список товаров, подлежащих импорту им попадающих под санкции гораздо шире, сюда же входят запчасти и комплектующие материалы, поэтому страна может потерять поставки значительной части оборудования и технологий нефтяной промышленности.
Такая ситуация неопределенности во многом усложняет определение оптимальной линии поведения предприятий ТЭК в этих условиях и расстановку приоритетов в плане импортозамещения. Сама необходимость импортозамещения нефтегазового оборудования не подвергается никакому сомнению, данная проблема была актуальной и до введения санкций. Согласно данным Союза нефтегазопромышленников Российской Федерации доля импорта в нефтегазовой промышленности составляет[2]:
-геологоразведочное и геофизическое оборудование –19%;
-катализаторы для нефтепереработки и нефтехимии – 74%;
-оборудование для обустройства месторождений – 61%;
-насосно-компрессорное оборудование – 60%;
-программное обеспечение – 91%;
В целом общая доля импорта в оборудовании, технологиях и услугах составляет порядка 53%. Столь высокая доля импортной продукции создает реальные риски для устойчивого развития отраслей ТЭК, являющегося крупнейшим источником доходов бюджета Российской Федерации, и заставляет рассматривать импортозамещение нефтегазового оборудования в качестве приоритетной задачи.
Однако следует отметить, что к настоящему времени у нефтегазовых компаний - поставщиков оборудования и государства так и не сложилось единого подхода, даже единого понимания термина «импортозамещение». Пользуясь терминологией, предложенной проф. В.Я. Кершенбаумом, следует отделять «оперативное импортозамещение» как краткосрочный вынужденный процесс замены оборудования в случае прекращения поставок – от «стратегического импортозамещения» – долгосрочного процесса, конечным итогом которого должен стать качественный рост отраслевого машиностроения, в том числе его выход на зарубежные рынки машиностроительной продукции. Разница в подходах проявляется в том, что нефтегазовые компании заинтересованы в основном в оперативном импортозамещении, при этом они руководствуются принципом « решения проблем по мере их возникновения»: если проблем с поставками не возникает, то зачастую никакой практической работы по импортозамещению не проводится[3].
Вариант организации производства такого оборудования внутри России может связываться со следующими факторами:
-недостаточность объема внутреннего рынка для обеспечения рентабельности производства и сбыта;
-неконкурентоспособность товара на внешних рынках.
В связи с этим рекомендации по оперативному импортозамещению должны сводиться не к повальному отказу от импорта оборудования, а анализу технологических уязвимостей и созданию и восстановлению, прежде всего научно-технического и технологического потенциала, достаточного для оперативной организации производства машиностроительной продукции.
Что касается предприятий машиностроительного комплекса, то для них приоритетным является участие именно в программах стратегического импортозамещения, которое они зачастую трактуют как максимальный отказ от импорта в пользу закупок у отечественных производителей. И здесь уместно отметить, что опыт реализации программ импортозамещения в различных странах мира (Норвегия, Китай, Корея, Бразилия, страны Юго- Восточной Азии) позволяет сделать общий вывод: импортозамещение возможно только при ведущей и координирующей роли государства, грамотном применении мер налоговой, кредитной, таможенной политики, мер технического регулирования[4].
Потенциальные возможности замещения импортного оборудования отечественным в отраслях ТЭК достаточно широки, например, в области нефтегазопереработки и нефтехимии доходя до 90% [7]. Однако чтобы преодолеть трудности перехода на отечественное необходимы:
- во-первых, единый государственный орган для координации программ импортозамещения;
- во-вторых, создание или адаптация институтов развития;
- в-третьих, необходим специальный экономический режим реализации программ по стратегическому импортозамещению в форме субсидирования ставок по кредитам, проектного финансирования или иных мер.
Несмотря на все трудности уже можно привести положительные эксперименты крупных компаний по решению проблемы описанной в этой статье:
-компанией ПАО «Роснефть» запущена установка регенерации катализаторов; в 2018 году планируется начало строительства на территории Ангарской нефтехимической компании новых мощностей по производству катализаторов реформинга и изомерации. Если 2 года назад доля импортных катализаторов в нефтепереработке составляла 62,5%, то по итогам 2017 г их доля может снизится до 37%;
-компанией ПАО «Транснефть» (г. Челябинск) организован выпуск магистральных и подпорных насосов, шиберных задвижек. Проводятся работы по разработке системы контроля качества нефти;
-до 2019 года планируется обеспечить нефтедобычу российскими роторно-управляемыми системами, которые создаются на трех российских предприятиях в Уфе и Санкт-Петербурге [5].
Внедрение в жизнь программы импортозамещения должна привести к конкурентоспособности Российских предприятий на мировом рынке и росту научной базы отечественной промышленности.
Библиографический список
1. Бушуев В.В., Мастепанов А.М., Первухин В.В., Шафраник Ю.К. Глобальная энергетика и геополитика (Россия и мир). М.: ИД «Энергия», 2015. 228с.
2. Капустин В.М. Об импортонезависимости в нефтепереработке и нефтехимии России //Управление качеством в нефтегазовом комплексе. 2015. №4. С. 36 - 48.
3. Кершенбаум В.Я. НГК – архипелаг импортозамещения. М.: «Национальный институт нефти и газа». 2015. 340 с.
4. Кротова М.В. Некоторые методологические вопросы влияния финансово-экономических санкций на нефтегазовый комплекс России// Научный журнал Российского газового общества . 2015. №2– 3. С. 65–74.
5. Молодцов К. Россия успешно реализует программу импортозамещения в нефтегазовой отрасли (название с экрана) [Электронный ресурс] // Neftegaz.RU. 16 мая 2016. – URL: https://neftegaz.ru/news/view/161123-K.-Molodtsov-Rossiya-uspeshno-realizuet-programmu-importozamescheniya-v-neftegazovoy-otrasli.
6. Раскина Л.Н.. Тельнова Т.П. Роль государства в ценообразовании Нефтегазовое дело. 2017. Том 15. № 3. С.171-173.
7. Шмаль Г.И. Импортонезависимость НГК. Возможна ли?// Управление качеством в нефтегазовом комплексе , 2015. №4. С. 9–12.