Сегодня — по заявкам моих читателей — обращаюсь к бездонной и довольно сложной теме. (Перед прочтением рекомендую съесть пару таблеток пустырника или принять валерьянки. ) Мы поговорим об обрядах, ритуалах и магии викингов. Сразу скажу, что в этом тексте мы будем касаться в основном языческого периода.
После принятия древними скандинавами христианства (это произошло в среднем где-то в 1000 году н.э.) обряды и ритуалы — по понятной причине — изменились.
Итак, по порядку.
.
РОЖДЕНИЕ
Обряды, связанные с рождением, точно не известны. Однако существуют некоторые материалы, в том числе саги, из которых можно почерпнуть информацию.
Женщина рожала, стоя на коленях на утоптанной земле. В случае необходимости ей помогали одна или несколько повитух, которые могли оказать ей посильную помощь путём исполнения магических действий: покричать, постенать или подекламировать заклинания. Таким образом, новорожденный попадал на землю.
Вероятно, затем мать (сразу после родов? предание не особо свежо, может, поэтому верится с трудом) или ее помощница поднимали ребенка к небу — к солнцу, которому поклонялись, и которое олицетворяло Богиню-мать. Потом ребенка обрызгивали водой, исполняя обряд ausa barn vatni , об этом осталось множество упоминаний. Здесь можно выстроить логический ряд: спуск на землю-мать, подъем к солнцу-матери и обрызгивание водой, т.е. трём природным стихиям.
Возможно, что эта совокупность важных действий определялась волей дис,— многочисленных и малоизвестных богинь. Считалось, что к числу дис принадлежат валькирии и норны, то есть богини судьбы и посмертного упокоения.
.
НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ
Через некоторое время после родов к ребенку приходил отец, чтобы признать его своим. Отец мог — по любым причинам, вплоть до самых вздорных — не признать новорожденного. В этом случае бедного младенца просто выбрасывали. Такая практика, несмотря на свое варварство, была довольно распространенной, по крайней мере, в языческие времена. Лишь позднее христианская церковь строго запретила подобные деяния. Но хочу добавить, что эпоху создания саг нередко находилась добрая душа, обычно мать, которая спасала ребенка тем или иным способом.
Если отец принимал ребенка, в знак этого он поднимал его к небу и обрызгивал водой, а затем исполнял крайне важное действие: давал новорожденному имя и объявлял себя его отцом.
Акт наречения был чрезвычайно важным, он вводил новорождённого в семью. Таким образом, ребенок включался в «клан», входил в родовое сообщество.
Полёт фантазии отца при наречении ребёнка был весьма ограничен. В семьях существовали различные традиции. Так, например, ребенка могли назвать именем знаменитого прародителя или прародительницы в рамках древнего культа предков. Обычным правилом было называть ребенка именем, которое перекликалось в своей основе с именем его предков. Таким образом, Сигюрд мог дать сыну имя Сигмюнд; тот в свой черед называл своего сын Сигвардом и так далее. А дочь могла получить имя Сигрун, Сигдис и пр..
Использовался и более сложный метод — новорожденный мог получить имя, составленное из разных слогов имен отца и матери. Например, Сигюрд, женившись на Гвюдрун, мог дать своей дочери имя Сигрун. Внутри одного клана могло также существовать определенное имя, которое давалось перворождённому в новом поколении. И получалась череда ьесконичных Гисли Гисласонов.
В любом случае, появление в семье нового человека никогда не отдавалось на волю случая. Должным образом признанный и названный новый человек входил в свою семью и мог рассчитывать на нее до тех пор, пока не становился взрослым. Причем это понятие также не совпадает с нашими современными представлениями. «Взрослыми» древние скандинавы считались самое позднее к четырнадцати годам, когда мальчик достигал половой зрелости, а девочка — брачного возраста.
.
БРАК
О браке я уже немного писала в одной из предыдущих статей. Обряд заключения брака, о конкретных деталях которого мы не имеем ни малейшего представления, видимо, совершался «священником», либо просто главой семьи. Обряд бракосочетания, как, впрочем, любое действие юридического характера, обязательно совершался при свидетелях.
Интересно, что идея свадебного путешествия уже в те времена была известна молодожёнам, но совершалось оно достаточно редко.
Обычно заключенные таким образом брачные союзы оказывались довольно устойчивыми. До нас дошли многочисленные свидетельства удивительной верности супругов друг другу. Примером может послужить случай, описанный в «Саге о Ньяле Сгоревшем». Бергтора, жена Ньяла, была захвачена вместе с мужем в доме, который уже подожгли — в нём должен был сгореть Ньял. В порыве гуманности поджигатель предложил Бергторе выйти из объятого пламенем дома, пообещав ей полную безопасность. Однако Бергтора ответила ему: «Я была молодой, когда меня отдали Ньялу, и тогда обещала ему разделить с ним судьбу во всем». Она вернулась в дом к Ньялу и сгорела рядом с ним. (Справедлиствости ради, должна отметить, что имена героев саги звучат по-другому — что-то вроде Ньяудль и Бергтоура, но и это очень приблизительная транскрипция.)
.
О ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ
Об этом обряде нам известно значительно больше, чем о других. Поэтому остановимся на нём поподробнее.
Смерть какого-нибудь известного человека, главы клана, семьи или просто влиятельного бонда была значительным событием. Следовало обеспечить покойнику комфортный переход к загробной жизни, в существовании которой викинги и не думали сомневаться. Смерть воспринималась как переход из одного состояния в другое, но не как конец или полное прекращение бытия. Помните: «Это всего лишь смерть»?
Викинги в основном хоронили своих умерших двумя способами: трупосожжение и погребение в землю.
Существует текст, написанный в 922 году ибн Фадланом, арабским дипломатом, представителем багдадского халифа. Согласно этому занимательному описанию, знатного покойника-варяга сожгли вместе с кораблем и жертвами.
Хотя упоминание такого обряда встречается и в других источниках, за дальнейшую информацию ответственность несёт Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади. Особо впечатлительные могут следующую часть текста не читать.
.
После смерти норманна-конунга (эквивалент монарха, отсюда английское клово king — король, царь) его друзья и родственники нисколько не горюют, а наоборот, выглядят счастливыми и весёлыми. Они твердо уверены: их господин скоро окажется в Валгалле и будет пировать там с самим Одином. А это самая великая честь, которая выпадает на долю викинга.
Потому никто не скорбит и не предаётся горю. Вместо этого начинают… делить имущество покойного. Делится оно на три равные доли. Одна – семье, другая – на собственно погребальный обряд, третья – на поминальную тризну.
Затем умершего помещают во временную могилу на десять дней (в доме покойника не оставляют, он может негативно воздействовать на живых). Рядом раскладывают различную еду, напитки и музыкальные инструменты, чтобы умерший мог поесть, выпить и сам себя развлечь.
Пока усопший находится во временной могиле, находится рабыня, которая сама изъявляет желание последовать в царство смерти вместе со своим господином. Для нее это великая честь. Девушка начинает готовиться к смерти, а соплеменники и родственники умершего – к обряду похорон.
Когда подготовка зарершена, викинги начинают праздновать. Тризна продолжается несколько дней, ведь "он этого достоин".
И вот наступает торжественная дата. В этот день тело вождя викингов предают огню. Корабль, на котором он при жизни совершал походы, вытаскивают на берег и помещают на помост. На корабль поднимается женщина, которую ибн Фадлан называет «помощницей смерти». Именно она должна убить рабыню, которой, как мы помним, выпала честь сопровождать конунга в мир иной.
Покойного достают из временной могилы, снимают с него одежду, в которой он умер, наряжают в дорогие парчовые одеяния с золотыми застежками и усаживают в парчовый же шатер, установленный на корабле. Чтобы умерший не падал из кресла, а сидел ровно, как и подобает вождю, его тело подпирают расшитыми парчовыми подушками. В шатер приносят еду и питье, ведь переход в потусторонний мир – лишь иная форма жизни.
После этого начинают приносить жертвы. Сначала это собака и два коня, а затем две коровы, курица и петух.
В это время девушка-рабыня, которая изъявила желание последовать за своим господином в царство мертвых, по очереди аосещает шатры родственников конунга, и все эти мужчины предаются с ней любовным утехам. Каждый родственник почившего совершает сексуальный акт с будущей жертвой из любви к почившему в бозе.
У раннесредневековых скандинавов смерть и секс были тесно связаны между собой. Часто смерть изображали как сексуальный акт между умершим и богиней смерти Хель или богиней моря Ран (либо одной из девяти дочерей Ран). Такие описания встречаются в некоторых источниках. Некоторые надмогильные памятники в Швеции и Норвегии имеют форму фаллоса.
Учёные до сих пор не договорились об истоках такой связи между смертью и сексом. Возможно, это говорит о том, что жизнь и смерть имеют общее начало, и что смерть — это не конец. Жизнь продолжается в потомках.
Затем снова приносятся жертвы – собака и петух. И, наконец, наступает черед девушки-рабыни. Ее укладывают на скамью рядом с трупом: два соратника умершего душат ее веревками, а «помощница смерти» несколько раз бьет ее кинжалом в грудь. Чтобы заглушить душераздирающие крики умирающей, собравшиеся бьют в щиты палками.
После этого корабль с трупом сжигают. Поджигает его один из близких родственников покойного. Обряд поджигания также показался арабу весьма удивительным: родственник раздевался донага и подходил к кораблю не как обычно, а пятился задом. Этот момент до сих пор остается необъясненным.
Однако хочу сказать, что описанный выше обряд, конечно, практиковался не так уж часто и не повсеместно.
.
Существовал также обряд сожжения тела умершего на отправленном в море корабле-могиле — в соответствии с описанием похорон бога Бальдра у Снорри Стурлусона.
Если применялся метод сжигания на земле, то пепел затем либо развеивался над морем, либо зарывался в землю. Над прахом богатых и знатных насыпались курганы. А если вдоль кургана шла дорога, то для того чтобы обозначить место погребения, над курганами ставились еще и надмогильные камни.
Таких могил очень много в Швеции и Норвегии: только в Швеции их около 100 тысяч. Но в Дании, например, такие захоронения встречаются редко. В Норвегии «период курганов» начался с IX века, а в Исландии такой способ погребения едва ли был не единственным — леса было слишком мало, чтобы для каждого покойника строить погребальную лодку. В Швеции реже, нежели в других скандинавских странах, встречаются курганы с несожженными трупами.
Я видела такие погребальные курганы в Старой Ладоге. В одном из них, как считается, похоронен всем известный Олег Вещий (Helgi, отчества не знаю). Да, тот, котрый "сбирался отмстить неразумным хазарам».
Однако у викингов, кроме трупосожжения и захоронения в землю, был и еще один, весьма оригинальный способ похорон. Они часто клали своих усопших в ладьи или лодки и прямо так отправляли их в море.
.
Еще несколько интересных деталей. Отдавая последний долг усопшему, главный наследник закрывал воском все отверстия в теле покойного. Если человек при жизни слыл колдуном или обладал какой-либо потусторонней силой, то покойному отрубали голову и перемещали ее в ноги. Делалось это для того, чтобы помешать духу выйти из тела и остаться на земле в виде "драуга" (об этом мы поговорим в следующий раз). После этого в стене за трупом проламывалось отверстие, через которое тело выносили из дома, после чего заделывали созданный проем. Это делалось, чтобы помешать покойнику возвратиться в свое жилище. кстати, еще совсем недавно в стенах некоторых наиболее древних церквей Норвегии существовало раскрывавшееся при необходимости отверстие — «дверь для трупа».
.
После принятия христианства погребальные обряды скандинавов, естественно, изменились. Новая религия была кардинально против сожжений покойных. Не одобрялось и погребение в курганах и уж конечно, отправка в лодке по морю. Однако, даже став христианами, викинги, как могли, избегали церковного погребения — бородищу-то сбрить можно, а гены куда девать?
.
Ну что, на сегодня достаточно?
(Продолжение следует.)
PS
Ну и как ощущения? Поделитесь, если дочитали.