Количество убийств в битве за Британию. Пилоты лгали о том, сколько самолетов они сбили?
По мнению лучших специалистов в данной области, нормой является то, что количество убитых пилотов даже вдвое превышает количество потерь, зафиксированных в документах другой стороны. Однако это не означает, что участники Битвы за Британию в 1940 году сознательно фальсифицировали свои достижения.
В период с 10 июля по 31 октября официальные сообщения Королевских ВВС сообщили об уничтожении почти 2700 самолетов Люфтваффе, в то время как немецкие ВВС потеряли за это время чуть более 1700 самолетов.
Немцы, в свою очередь, сообщили о сбитом более 3000 самолетов RAF, тогда как британские ВВС подтвердили потерю чуть более 900.
Ас или эксперт
Конечно, наибольшие эмоции вызвали результаты ведущих чемпионов, проведших немалые стрельбы. Среди авиаторов союзников, сбивших не менее пяти самолетов противника, имелся ас (англ. Ace ).
Следует отметить, что это название было неофициальным, не давалось никаким официальным способом. Пилота люфтваффе, имеющего большое количество побед, называют экспертом (Experte).
В целом с 10 июля по 31 октября десять пилотов союзников имели официальный счет в 15 или более сбитых вражеских самолетов (не считая вероятных побед и повреждений).
Шесть пилотов истребительного командования достигли пяти или более подтвержденных уничтожений вражеских самолетов за один день в течение этого периода (не считая вероятных побед и повреждений), получив неофициальное звание аса за один день. (...)
Наследие великой войны
Следует подчеркнуть, что такой подсчет убийств не был чем-то новым или характерным только для Битвы за Британию.
С того момента, как люди начали сражаться во время Первой мировой войны, подсчитывалось количество самолетов противника, сбитых отдельными пилотами, составлялись лучшие рейтинги и присваивалось звание аса (что означает, что данный авиатор сбил пять самолетов противника).
Во время Первой мировой войны, когда самолеты летали сравнительно низко и относительно медленно, а в боях участвовало сразу несколько машин, можно было наблюдать за результатами такого боя за его участниками. Кроме того, подавляющее большинство боев происходило внутри страны, за линией фронта, на глазах у сотен солдат, что позволяло регистрировать практически каждое падение или вынужденную посадку сбитого самолета.
В битве за Британию (и во Второй мировой войне в целом) ситуация была диаметрально иной. Бои велись на гораздо большей высоте, самолеты летели в несколько раз c большей скоростью, и многие из них велись над морем, вдали от наземных наблюдателей.
Драки - это не фильм
Правда, в известных нам военных фильмах самолет под обстрелом сразу живописно взрывается или из него выпрыгивает экипаж на парашютах. В реальных боевых действиях взрыв самолета в воздухе был редким, прыжок с парашютом скорее произошел через некоторое время, а падение самолета с момента удара на высоте нескольких тысяч метров до падения на землю заняло много времени.
Когда воевали другие самолеты, пилот мог только судить, действительно ли он попал в самолет, но он не знал, с каким эффектом.
Даже если он был в состоянии воспринимать и запоминать все события, которые происходили вокруг него с головокружительной скоростью, и сохранять полную беспристрастность и стоическое отсутствие эмоций, он все равно не мог позволить себе следовать за своей жертвой, пока она не рухнет на землю или не прыгнет. Экипаж, потому что сразу после одного боя ему пришлось уклоняться от атак других самолетов противника.
Поэтому он мог лишь изредка поглядывать в том направлении, в котором ожидал увидеть жертву своего пожара. Если он видел, как самолет, падающий в огне, или обломки разбились о землю, он сообщал о сбитом после возвращения на базу.
Но в условиях группового боя кто-нибудь другой летчик мог бы считать те же обломки своим трофеем. И даже если каждый из них был уверен, что это его жертва, это не должно было быть правдой. Или они оба могли быть правы, если бы в пылу боя несколько пилотов, не видя друг друга, атаковали одного врага, на котором они концентрировали свое внимание в данный момент.
Таким образом, без чьей-либо злой воли один самолет, фактически потерянный Люфтваффе, мог быть указан в британской статистике как два убитых. Помимо такого дублирования реальных выстрелов, также можно было неправильно оценить последствия обстрела.
Секреты ведения учета
Не каждый самолет, выведенный из боя в результате попадания, в результате был уничтожен. Например, в польской истребительной авиации на Западе в течение всей Второй мировой войны на каждый безвозвратно потерянный в бою самолет приходилось по статистике примерно два других, которые были повреждены в бою, но могли быть отремонтированы. Для расчета общего количества самолетов, уничтоженных в бою, важна концепция, которую можно отремонтировать, что было очень гибким во время войны.
В зависимости от имеющихся запасов готовых самолетов и запчастей, технической оснащенности или даже просто места вынужденной посадки дробовика могло случиться так, что полностью разбитый самолет отправили в ремонт, или даже немного поврежденный был утилизирован.
Приговор в кассационном порядке или ремонте часто выносился только после демонтажа поврежденной машины — иногда только после нескольких дней или даже недель работы технической бригады. Именно тогда было решено, будет ли самолет по общей статистике относиться к категории поврежденных или только поврежденных.
Ошибка и пропаганда
Неудивительно, что докладывающий о победе летчик-истребитель, который должен был дать такую же оценку во время боя, то есть в мгновение ока, со значительного расстояния и в ситуации, когда его собственная жизнь была в опасности (!), Ошибочно принимал такую оценку гораздо чаще, чем технический офицер, проницательно и проницательно и глубоко. Методично осматривая самолет на земле, обычно в уединении ангара своего подразделения.
Во время сражения огласка количества побед истребительного командования в воздухе стала эффективным инструментом пропаганды в борьбе против Германии.
Например, в кульминационный день битвы за Британию, 15 сентября 1940 года, была дана официальная информация о подтвержденном сбивании 185 самолетов Люфтваффе. Между тем, в последующих немецких ежедневных отчетах зафиксирована безвозвратная потеря всего 61 человека.
В тот день воздушные налеты были настолько интенсивными, а соединения, участвовавшие в боях, настолько многочисленными, что во многих случаях даже несколько летчиков, а иногда и расчеты зенитной артиллерии, сообщали о разрушении одного и того же самолета. И хотя количество убитых в 185 человек впоследствии оказалось невероятным, во время боя это оказало существенное влияние как на моральный дух истощенных участников воздушной борьбы, так и на мирное население, которое поддерживало обороняющихся в крайне неудобных условиях при постоянных бомбардировках.
Это была цель?
Увлеченные спортом, в котором конкуренция играет наибольшую роль, британцы внимательно следили за статистикой войны, бушующей высоко над их головами, которая, в некотором смысле, была для них зрелищем, на которое они могли только смотреть. Благоприятная статистика вдохновила не только пилотов, но и всю нацию на большее.
Поэтому, читая о стрельбах, которые тогда официально засчитывались пилотами, можно увидеть в них скорее своего рода спортивные очки, чем отображение реальных побед и поражений авиации.
Возьмем наш любимый футбольный пример. Официальное определение гола заключается в том, что гол засчитывается, когда мяч полностью пересек линию ворот в пределах зоны, ограниченной стойками и перекладиной. Но более строгим является другое определение: гол — это когда судья дает свисток и указывает на центр поля, а счет ворот команды был увеличен на единицу. Теоретически оба определения применимы к одному и тому же. Но каждый болельщик запоминает голы, забитые в соответствии с первым из этих определений, но не признанные судьей, или наоборот — признанные судьей, но не забитые вообще в соответствии с правилами.
Такие ошибки обоих видов редки в официальном футболе, потому что поле промаркировано, в воротах есть сетка, у судьи есть помощники, а цифровые системы проверки теперь используются на соревнованиях более высокого уровня. Мы знаем случаи, когда цели не признаются или не признаются благодаря телетрансляциям и повторениям того, что произошло на самом деле.
Оценка постфактум
Конечно, что касается воздушного боя, не было точного определения того, какое попадание будет считаться сбитым. Ни один из участников драки не был нейтральным судьей, который спокойно наблюдал. Подсчет или отклонение заявленных побед производилось офицерами разведки, которые вообще не находились на месте боя, а сидели в отдаленном штабе, анализируя отрывочные отчеты (а позже во время войны также короткие записи фотокадров).
Это была еще одна причина, по которой не каждая победа, зачисленная насчет пилота, отражалась в фактическом уничтожении вражеского самолета, но не каждый самолет, списанный после боя, был в чьем-то списке побед.
Проверенные данные
По словам известных британских историков воздушных боев, таких как Кристофер Шорс и Джон Форман, нормой является то, что количество убитых пилотов в 1,5 или два раза превышает количество потерь, зафиксированных в документах другой стороны.
Этот коэффициент увеличивается с количеством самолетов, участвующих в бою: чем их больше, тем больше преувеличение общего зарегистрированного количества убитых. Во время великих воздушных столкновений периода битвы за Британию даже трехкратное превышение зарегистрированных убийств над зарегистрированными потерями неудивительно и не указывает на преднамеренную фальсификацию отчетов какой-либо из сторон.
Британцы пересмотрели общую статистику своих воздушных побед после войны в соответствии с фактической статистикой потерь Германии, сократив общее количество убитых более чем на треть.