Найти тему
language_wizard

О роли преподавателя в современном мире

Когда-то давно на одном из форумов для преподавателей известного на российском рынке сайта-посредника не утихал спор о том, какая роль отводится в современном мире роли преподавателя иностранных языков. Наши реалии уже пару десятилетий таковы, что недостатка в контенте нет, и зайдя на тот же ютюб, можно найти невероятное количество роликов по интересам на иностранном языке, не говоря уже о соцсетях, всяких форумах, сайтах и т.д. Т.е. материал всегда практически всегда у вас под рукой и учитель уже не проводник информации и не истина в последней инстанции.

Мы постоянно обсуждали следующий вопрос: должен или не должен преподаватель знать абсолютно все нюансы , например, все фразеологизмы (которым несть числа), весь слэнг, все социо-культурные реалии и особенности изучаемого языка и на гора выдавать их студенту по их первому требованию? Или роль преподавателя не в этом, а в чём-то другом? Тогда на форуме преподаватели разделились на два противоборствующих лагеря: один утверждали, что если преподаватель не в курсе всех тонкостей и нюансов, и не может на гора выдать студентам, как словарь, всё, что он спрашивает, то он и не преподаватель вовсе, и уважения он не заслуживает, и идти у нему точно не стоит, тогда как другие утверждали, что знать всё невозможно и роль преподавателя заключается в другом, хотя в чём конкретно, так и не смогли ответить.

В чём же роль преподавателя в мире, где учитель уже давно не является проводником информации и носителем некоего сакрального знания, которое и взять то больше неоткуда, как только у него? Где есть прекрасные учебники и самоучители, которые можно приобрести практическому любому желающему, и заниматься по ним? Где можно купить любую художественную и научную литературу и читать её?

Признаться, я тоже когда-то думала, что преподаватель как таковой уже не так-то и нужен, ну, или нужен только либо начинающим (а их во взрослом возрасте уже почти нет) либо людям, которые не могут само организоваться и просто взять себя в руки.

Так чем же может нам помочь хороший преподаватель?

Сразу отмечу, что в этой статье отражено исключительно моё мнение, оно не претендует на истину в последней инстанции и предполагает, что у кого-то может быть другой опыт и взгляд на вещи.

Сразу отмечу, что преподаватель, особенно тот, который не живёт постоянно в среде иностранного языка, просто не может, да и по сути не обязан, знать всё-всё-всё. Для этого существуют независимые источники, например, словари, включая одноязычные. Наоборот, преподаватель, который произносит на уроке : «слушайте, что-то я не совсем помню это слово, я знаю, что там много значений, давайте с вами ВМЕСТЕ уточним, что оно значит в этом контексте» внушает больше доверия и ставит себя ближе к ученику, чем преподаватель, который утверждает, что он знает всё-всё и давая подспудно понять таким образом, что вам до такого уровня не дойти никогда.

Хороший преподаватель иностранного языка оказывает вам поддержку, ту, которую взять негде, если вы занимаетесь языком самостоятельно. К тому же, хороший преподаватель всегда даёт вам обратную связь, показывает вам направление, в котором возможно дальнейшее движение, и также показывает вам же ваши слабые места – то, что так сложно отследить и сделать самостоятельно.

Ко всему прочему, хороший преподаватель берёт на себя важную часть по подбору учебного материала, и при необходимости по дидактизации материала, которые не был учебным изначально. Его роль здесь обращать внимание студентов на то, на что они могут не обратить внимание и пропустить с большой долей вероятности.

Хороший преподаватель всегда будет ориентирован на то, что конкретно вам нужно в этом материале. Как конкретно вы можете воспользоваться тем, что вы только что изучили и прошли на уроке. На языке методики преподавания это называется персонализацией.

Не забываем и про такие традиционные роли, как факт того, что у преподавателя всегда можно спросить то, что вам всё-же осталось непонятным, даже если этот вопрос кажется вам крайне глупым и хороший преподаватель постарается всегда сделать так, чтобы найти на него ответ, возможно, часто вместе с вами.

Плюс, ко всему прочему, наличие преподавателя подразумевает некую само организацию, которую тоже бывает очень сложно создать самим себе.

Должен ли всё же преподающий иностранный язык знать все тонкости и нюансы этого языка? я бы сказала, что к этому надо стремиться. Но всё-таки роль преподавателя не в том, чтобы знать и уметь абсолютно всё, а в том, чтобы скорее быть вам надёжным и чутким проводником на пути изучения иностранного языка.

А у вас были преподаватели, которые вас вдохновляли?