Я не театральный критик и не журналист. Я просто люблю ходить в театр.
Сегодня я решила поделиться случаем из жизни. Во время одной из поездок по стране, я по привычке выбрала пару спектаклей в местном театре, куда мне хотелось бы сходить во время поездки. Билеты купила дистанционно через официальный сайт, там указывала контактный телефон и e-mail.
За пару недель до спектакля (он должен был идти в малом зале) мне позвонили из театра и спросили, не можем ли мы (я выкупала 2 места) прийти не в 19.00, а в 16.00. Оказалось, что они успели продать всего 4 места, как к ним обратилась школа для организованного посещения двумя классами. Но им надо было начать пораньше, чтобы безопасно доставить детей по домам после спектакля. Я согласилась - поездка приходилась на отпуск.
Когда мы зашли в зал, я сразу пожалела о решении не сдавать билеты. Там стоял такой гам, что к началу спектакля у меня уже начала побаливать голова. Дети практически на ушах стояли, а их сопровождающая, вероятно, не воспринималась детьми как авторитет, поэтому её просьбы и приказы игнорировались. Я уже мысленно представляла, как во время спектакля дети будут переговариваться между собой и мешать нам наслаждаться постановкой...
Но вот в зале погас свет, на сцене появился актёр (это был моноспектакль) - и дети замолчали. В зале стояла гробовая тишина ровно до финальной реплики. Мне было приятно, что хоть дети и стояли на ушах до начала, но во время постановки не мешали друг другу, другим гостям в зале и, самое важное, актёру на сцене. Всё-таки когда надо, дисциплина у них есть.
Почему я решила рассказать об этом? Потому что это всё-таки редкая история, которая вселяет надежду. Я часто попадаю на спектакли со школьниками, и часто дети могут включать телефоны, болтать друг с другом, постоянно выходить из зала. А здесь вот так. На мой взгляд, детям необходимо прививать театральный этикет не с той позиции, почему им это надо, а с позиции комфорта для окружающих. Подсветка телефона, разговоры, ёрзанье на кресле - всё это отвлекает других зрителей и мешает им насладиться спектаклем. И если ребёнок крайне не усидчивый, то я бы до определённого возраста просто не стала бы брать его с собой в театр на взрослые спектакли. Зачем мучить и его, и окружающих?
Я знаю семьи, которые приучают своих детей к театру с ранних лет, но они начинают с детских постановок и стараются брать билет поближе к выходу из зала, чтобы в случае чего встать и уйти, не мешая другим. У них, как правило, годам к 10 даже гиперактивное чадо в состоянии просидеть полтора часа в кресле, не мешая окружающим. Так стоит ли ругать того, кто в 12 лет вообще впервые попал в театр и не понимает, чего плохого в болтовне с соседом? К слову, во многих театрах вечерние спектакли в принципе имеют рейтинг 12+, то есть с детьми более раннего возраста посещать их не следует.
Надо ли всем школьникам ходить в театр? Я считаю, что нет. Да, театр - это здорово, но если школьнику там некомфортно, то ничего страшного не случится, если он для лучшего понимания пьесы посмотрит спектакль в интернете в несколько этапов. Если ребёнка с ранних лет не приучают к театру, то школа вряд ли сильно ему с этим поможет. Это как с книгами: если дома не читают и не мотивируют ребёнка читать, то школа вряд ли заставит его полюбить книги. Так что я в какой-то степени против этих добровольно-принудительных походов на школьную программу. Судя по моему школьному опыту, кто далёк от искусства и произведения, тот особо ничего и не запоминает, зато мешает всем вокруг и тратит родительские деньги на билет.