Найти в Дзене
Автозвук болезнь

Какой сабвуфер выбрать для новичка

Грамотный выбор сабвуфера – это вопрос не только к качеству динамика или мощности усилителя. Сама его конструкция имеет ощутимую «заточенность» под конкретные стили музыки – например, сабвуферы с фазоинвертором на слух воспринимаются как имеющие более резкую атаку (задний объем не демпфирует движение диффузора, а также работает источником звука), поэтому давно полюбились для синтетического «тынц-тынц», в то время как более мягкая и естественно звучащая атака сабвуферов с закрытым задним объемом позволит насладиться в движении не только блюзом, но и многими довольно-таки экстремальными стилями инструментальной музыки. Корпус типа Band-pass же, где диффузор работает на внутренний объем обеими сторонами, а весь звук выходит через отверстие в ящике, дает максимальный КПД, но с ярко выраженным «горбом» в области определенной полосы частот – рекомендовать такой сабвуфер можно только под определенные вкусы, так что в любом случае нужно слушать конкретный экземпляр. Какой сабвуфер лучше — акти

Грамотный выбор сабвуфера – это вопрос не только к качеству динамика или мощности усилителя. Сама его конструкция имеет ощутимую «заточенность» под конкретные стили музыки – например, сабвуферы с фазоинвертором на слух воспринимаются как имеющие более резкую атаку (задний объем не демпфирует движение диффузора, а также работает источником звука), поэтому давно полюбились для синтетического «тынц-тынц», в то время как более мягкая и естественно звучащая атака сабвуферов с закрытым задним объемом позволит насладиться в движении не только блюзом, но и многими довольно-таки экстремальными стилями инструментальной музыки. Корпус типа Band-pass же, где диффузор работает на внутренний объем обеими сторонами, а весь звук выходит через отверстие в ящике, дает максимальный КПД, но с ярко выраженным «горбом» в области определенной полосы частот – рекомендовать такой сабвуфер можно только под определенные вкусы, так что в любом случае нужно слушать конкретный экземпляр.

Какой сабвуфер лучше — активный или пассивный? Здесь вопрос исключительно к бюджету и требованиям: конечно, активный сабвуфер проще подключать и устанавливать, но качеством звука, скорее всего, придется пожертвовать – не зря изделия высокого класса в своей массе пассивные, усилитель к ним уже подбирается под конкретную инсталляцию.

Закрытый корпус, фазоинвертор или бандпасс? А вот на этот вопрос ответим просто – выбирайте сабвуфер как минимум прослушивая его в машине сходного объема, а не в магазине: разница будет очень сильной. И, естественно, прослушивайте именно на той музыке, которая Вам нравится – тогда можно будет точно понять, насколько он подходит.

Автосабвуфер какой фирмы лучше? На отечественном рынке автомобильного аудиооборудования за многие годы сложилась группа фаворитов, продукция которых пользуется неизменной популярностью. Уже давно себя зарекомендовали с лучшей стороны автосабвуферы таких компаний как Sony, Alpine, Pioneer, Helix, JBL, Kicx, Yamaha и других именитых производителей.

pioneer-ts-wx210a

Если Вам нужен именно сабвуфер под водительское сиденье, независимо от причин – подзвучить «низа» самому себе без экстремальных инфразвуковых частот или сохранить пространство в багажнике – то этот вариант от Pioneer придется как нельзя кстати. Тем более что подобное размещение сабвуфера – отнюдь не паллиатив, а используется и в акустике машин премиального класса.

Конечно, восьмидюймовый динамик выглядит не очень внушительно (даже для гитарной акустики со срезом на 5-6 кГц это немного), но грамотным расчетом закрытого корпуса производителю удалось добиться неплохой работы в заявленном диапазоне 40-125 Гц. Встроенный усилитель на мосфетах, частью охлаждения которых является сам корпус, способен отдавать в двухомную нагрузку до 150 Вт, и для источника звука, размещаемого буквально «под пятой точкой», этого более чем достаточно.

Ручки настройки усиления, частоты среза и управления инверсией фазы вынесены на боковую стенку, их дополняет возможность удаленного управления по проводам (за подробностями подключения – в инструкцию). Как и все компактные сабвуферы, он прихотлив к умению настраивать, так что любителям выкрутить низы на полную не подойдет однозначно. А вот при подходе с умом звук вполне оправдает цену.

Основные плюсы:

  • Высокая чувствительность
  • Возможность удаленного управления
  • Прочный неопреновый диффузор динамика

Минусы:

  • Крепление только к полу «из коробки», другие варианты придется колхозить

Alpine PWE-V80

-2

Для этого «напольника» главной проблемой становится цена – разница с Pioneer, имеющим тот же 8-дюймовый динамик, весьма ощутима, в то время как звук, по сути, ничем не отличается. Интересен ЗЦУ-М80 в первую очередь ориентацией именно на головные устройства без отдельного настраиваемого выхода на сабвуфер – его встроенный усилитель подключается как непосредственно к RCA-выходам правого и левого каналов предварительного усилителя магнитолы, так и напрямую к ее оконечнику через отдельный разъем.

Все настройки сабвуфера вынесены на отдельный пульт, подключаемый к устройству через отдельный разъем. На его овальном (и, отметим, весьма удобном в руке) корпусе расположены регуляторы громкости, среза частот и управления фазой.

Основные плюсы:

  • Возможность работы с ГУ без отдельного выхода на сабвуфер

Минусы:

  • Цена
  • Настройка только с пульта

Focal Bomba BP20

-3

— Будешь ты, «Федя», Бомбой…

— Почему Бомбой?

— Потому что вспыльчивый.

Что ж, и здесь эта цитата из всем известного фильма уместна – несмотря на компактные размеры, этот бандпасс с восьмидюймовым динамиком способен моментально «проснуться», когда в композиции подскакивает уровень басов. Прекрасно вписываясь и в багажник компактного хэтчбека, сабвуфер способен озвучить и куда более объемный салон.

Подключать «Бомбу» удобно – есть и линейные входы, и входы высокого уровня, так что отсутствие лишних «тюльпанов» на магнитоле не будет мешать. Набор регуляторов классический: усиление, сабсоник (20-35 Гц), верхняя частота среза АЧХ (45-120 Гц), плавная регулировка фазы в пределах 0-180 градусов, буст басов до 12 дБ.

Усилитель – класса D, с номинальной мощностью 150 Вт и пиковой – 300. Не лучший выбор для любителей дребезжать багажником на весь квартал, но мы ведь вроде как собрались слушать музыку? К тому же не забываем, что КПД у бандпасса выше, чем у закрытых ящиков или фазоинверторных корпусов. Так что ватты ваттами, а громкость громкостью.

Характер у сабвуфера приятный: бас хорошо детализирован, «Бомба» способна переваривать инструментальную музыку, не превращая ее в размазанную кашу. Нет излишней резкости атаки, но и ватным звук не назовешь.

Основные плюсы:

  • Компактность
  • Энергоэффективный усилитель класса D
  • Качество звука

Минусы:

  • Высокая цена

Kicx ICQ 301BXA

-4

По сравнению со старым Kicx ICQ 300BA, сабвуфер внешне мало изменился – тот же корпус «закрытый ящик», такой же по виду 12-дюймовый динамик. И, увы, и все тот же чисто символический гриль, который практически не защищает диффузор.

Однако динамик на самом деле не тот же – с 89 до 90 децибел выросла чувствительность, увеличился и внутренний объем ящика сабвуфера. Усилитель остался тот же – со ста двадцатью «честными» ваттами, входами высокого уровня и, увы, примитивным переключателем фазы без плавной регулировки. Если напрямую сравнивать старую модель (тоже, кстати, ранее попавшую в наш рейтинг) и обновленную, то звучит «триста первый» приятнее – бас прибавил в плотности, но не потерял в детализации, избавился от чрезмерной резкости. Конечно, особой музыкальностью сабвуфер так и не обзавелся – но мы, в конце концов, говорим о достаточно бюджетной модели.

Стоит отметить, что и еще одна «болячка» от старой модели перекочевала сюда: усилитель, не имеющий развитых ребер пассивного охлаждения и тем более охлаждения активного, летом в багажнике может перегреваться на большой громкости.

Основные плюсы:

  • Достаточно компактные размеры
  • Наличие входов высокого уровня

Минусы:

  • Практически не защищенный динамик
  • Не лучшее охлаждение усилителя

Урал AS-D12A

-5

Яркий внешне фазоинверторный сабвуфер «Урал» тоже не стоит рекомендовать использующим багажник по прямому назначению – целлюлозный диффузор ничем не закрыт. Зато 93 дБ чувствительности динамика в сочетании с четырьмя сотнями ватт номинальной мощности усилителя обеспечивают приличное звуковое давление, благо и динамик «правильного» двенадцатидюймового диаметра.

Сабвуфер позволяет подключать выносной регулятор громкости, а вот точными регулировками его обделили: плавно настраиваются только громкость и LPF, буст и фаза управляются дискретно. Есть входы высокого уровня. Усилитель – класса AB, с низким КПД, зато приличным нагревом – все-таки усилитель класса D здесь был бы уместнее, они уже давно научились выдавать качественный звук при значительно более высоком коэффициенте полезного действия.

Комплектные кабели для подключения неплохи, кроме, что забавно, самого тонкого, служащего для удаленного управления питанием – он даже излишне тонкий, такая копеечная экономия выглядит смешно. Но, как бы то ни было, если главным при выборе активного сабвуфера для Вас является громкость, то «Урал» можно брать смело.

Основные плюсы:

  • Неплохой 12-дюймовый динамик
  • Выносной регулятор уровня в комплекте

Минусы:

  • Минимум настроек
  • Довольно-таки высокое энергопотребление для такой мощности

EDGE ED BASS 12 ACTIVE

-6

Фазоинверторный сабвуфер с 12-дюймовым динамиком «спарен» с усилителем, имеющим номинальную мощность 300 Вт – несмотря на приличные размеры, он не позволит будить дабстепом половину района. За что Вам при покупке будет благодарность от соседей, да и вероятность приземления кирпича на капот снизится до среднестатистической. А вот с организацией пространства в багажнике придется быть осторожным: тут традиционно сэкономили на гриле, диффузор полностью открыт. На это намекает и производитель, который вместо гриля в комплект вкладывает… сумочку для всевозможной требухи, чтобы она не летала на кочках по багажнику. За оригинальность «пять», но все же мы бы предпочли прочный гриль. Провода из штатного комплекта тоже стоит поменять на более качественные – что ж, все в традициях бюджетного сегмента.

А вот звук здесь вполне заслуживает рекомендаций. Повторимся – мы рассуждаем о сабвуферах как средстве подзвучки нижней части спектра, а не как о массажере спин задних пассажиров или обязательном аксессуаре к трехполосочным штанам. В «правильном» плане Edge работает уверенно и даже не страдает излишней резкостью, которой можно было бы ждать от недорогого фазоинверторника. В плюс запишем и наличие высокоуровневого входа дополнительно к линейному: для бюджетного автомобиля, оснащенного магнитолой без отдельного выхода на сабвуфер, это вполне интересный вариант для покупки.

Основные плюсы:

  • Неплохая проработка баса
  • Наличие высокоуровневого входа

Минусы:

  • Нет гриля

JBL Stage 1220B

Хороший сабвуфер для тех, кому нужно не просто много звукового давления, а очень много. Два динамика по 12 дюймов – это серьезная заявка на возможность расшатать багажник на седане или вынести заднее стекло на хэтчбеке. Причем места в багажнике сабвуфер (для такого формата) отъедает не так много, как можно было бы ожидать – но, конечно, отсутствие грилей все равно накладывает свои ограничения на утилитарное применение багажного пространства.

Инфразвукового баса ждать не стоит: АЧХ срезана на уровне 34 Гц. Резонанс у сабвуфера ярко выраженный, с узкой полосой. По звучанию акустика ориентирована скорее на «жир», чем на хай-эндную разборчивость и натуральность – но, согласитесь, именно ради «жира» подобные сооружения в багажнике и поселяются.

Чувствительность акустики – 94 дБ. В паре с хорошим усилителем выкручивать громкость на максимум будет разве что мазохист или участник соревнований по звуковому давлению – в любом случае убедитесь, что в домах неподалеку ни у кого нет разрешения на двустволку 12 калибра: эти 2х12 будут посерьезнее «джейбиэловских». Если же без шуток, то свои задачи сабвуфер выполняет достойно, попробовать его в деле стоит – а дальше уже дело вкуса, понравится он Вам или нет.

Основные плюсы:

  • Сравнительно компактные размеры при таких динамиках
  • Невысокий уровень нелинейных искажений на вменяемом уровне громкости

Минусы:

  • Отсутствие даже символических грилей

На что обратить внимание при выборе сабвуфера?

Честно говоря, трудно давать конкретные рекомендации при выборе акустики какой бы то ни было – и конструкция динамика, и сам способ установки в конкретном автомобиле оказывают слишком большое влияние на итоговый звук, чтобы этим пренебрегать.

Тем не менее, учтите, что указываемые цифры максимальной мощности не имеют никакой прямой связи с качеством звука, скорее, наоборот: эти ватты скорее показывают электрическую мощность обмотки катушки и механическую – подвеса, из двух сабвуферов равной мощности всегда будет предпочтительнее имеющий либо больше динамиков, либо динамик увеличенного диаметра – ту же мощность он «переварит» с меньшими искажениями.

Особенности восприятия человеком звука разных частот особенно ярко проявляются в автомобиле, где сталкиваются с рядом ограничений. Если дома можно полностью разместить многокомпонентную акустику во фронте, то в автомобиле для низкочастотной акустики, требующей приличного объема за динамиком, спереди просто нет места, и даже установка мидбасов в двери требует значительного объема подготовки. К счастью, направление на низкочастотные источники звука слух локализует хуже всего – поэтому, если смещение твитеров на сантиметр вверх/вниз уже прекрасно ощутимо, то занять багажник объемом сабвуфера при его нормальной настройке можно без ощутимого «расползания» сцены по направлениям (естественно, не считая «чисто пацанские» инсталляции, когда сабвуфер выводится на уровень дребезжания всего, что только можно).

Удачной покупки!