Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

О ручной вышивке на сумках, кошельках и платьях в интервью с Александрой Гольцовой

Орнитология, ботаника и энтомология — области, казалось бы, необходимые зоологам и садоводам, пригодились героине нашего интервью, Александре Гольцовой, которая под личным брендом MartBag создаёт винтажные сумки, кошельки и платья с ручной вышивкой. Очаровательные животные и пленительные своей лёгкостью растения не просто изображаются, но живут на вещах своей жизнью, погружая в неё и владельца изделия.

Узнавала об особенностях профессии Анжелика Часовникова

Делилась своим опытом Александра Гольцова

Фотографии из личного архива героя

Расскажите, чем вы занимались до того, как начали вышивать?

Я много рисовала — у меня есть художественное образование, кроме этого, я искусствовед и некоторое время преподавала в Красноярском государственном художественном институте, читала курс лекций по истории русского и зарубежного искусства.

Как вы начали вышивать?

Вышиванием занялась в конце 2016 года. Я была в декрете с третьим ребёнком, и появилось время на различные хобби: сначала увлекалась лоскутным шитьём, а после плавно пришла к вышиванию. Я хотела создавать вещи своими руками, привносить свою энергетику, и было важно, чтобы на вещах жили герои — не хотелось их рисовать, и я решила, что вышивка — замечательная альтернатива.

Как вы обучались?

Стимулом к вышиванию художественной гладью для меня стали различные публикации в интернете, картинки, которые я увидела, и которые меня очень заинтересовали — именно это было «толчком» к постижению техники. Я купила книгу по художественной глади, стала немножко в ней разбираться, что-то пробовать, там были достаточно сложные схемы вышивки, но главное было понять принцип. Поэтому особенных курсов не посещала, обучалась сама.

Просто создавать вышивки в пяльцах и картинки, мне было не очень интересно, хотелось делать именно вещи: либо расшивать одежду, либо создавать сумочки. К этому я в итоге и пришла.

Как вы думаете, можно ли без навыков рисования начать вышивать?

Можно, проще всего вышивать крестиком, когда есть готовые схемы. Гладью более сложно: это свободная техника, в которой нужно видеть пропорции, цвет самостоятельно подбирать, нити. Для этого, может быть, и не нужно уметь хорошо рисовать, но со временем надо пытаться подбирать оттенки, важна насмотренность. Можно брать готовые идеи из интернета, пробовать, а потом уже переходить на свои, если сразу не «фонтанирует» воображение; и проще всего начинать с растительных элементов, потому что в них нет симметрии, не важна точность, пропорции, как в фигурках, или если вышиваешь зверей.

Что вам нравится в вышивании?

Мне нравится всё: и процесс, и результат; для меня это своеобразная медитация, потому что очень много сил и внимания уходит на быт, на ребёнка, хочется личного пространства. Когда занимаешься вышиванием, будто собираешь себя заново по крупицам в единое целое. Можешь думать, о чем хочешь, не нужно, как в вязании, считать петли; одной ногой качаешь ребёнка и одновременно вышиваешь, создавая красивое произведение. Поэтому для меня «толчком» была некая психологическая отстранённость, созерцательность, концентрированность процесса. Кроме того, если можно сделать красивую вещь, то вдвойне замечательно.

Вышивание — достаточно древнее ремесло, оно было «элитным» долгое время, и создание вещей с ручной вышивкой немножечко отсылает в историю, в то время, когда не было вышивальных и швейных машин.

Вспоминаешь сразу вышитые вещи с картин эпохи Возрождения, а также XVIII века, эпохи барокко, японскую вышивку. Это такая традиция, часть культуры, и то, что ты можешь ей заниматься — совершенно замечательно.

-2

Как удалось найти свой стиль?

Поиск стиля для любого мастера, художника — очень важная составляющая. Со стороны это кажется не так уж важно, но это твоё лицо, миропонимание, то, что ты хочешь сказать.

Поэтому художникам часто обидно, когда их с кем-то сравнивают, говорят: «Вот ты похож на того-то, на того-то». Хочется быть индивидуальным, непохожим ни на кого.

Сначала пробовала разные техники, что-то мне нравилось, хотелось повторить — процесс ученичества, поиска себя, который у всех бывает. Я выбрала практически сразу мотивы: мне очень нравились природные. Первоначально были цветы: садовые, пионы, розы, полевые цветы. Потом я пришла к птицам, а чуть позже к животным — их вышивать немного сложнее, но интереснее.

Однако стиль — это не только картинка, но и материал, форма, цвет. Сначала меня привлекали голубые фоны для вышивки, а чуть позже поняла, что нравятся природные оттенки: зелёный, хаки, коричневый, песочный, терракотовый или жёлтый — на них очень хорошо и органично смотрится природная вышивка. Иногда цвет ткани меня подталкивает к созданию сумочки с определённым рисунком: я будто вижу, что на хаки очень классно будут выглядеть грибы, они должны быть именно розовыми, как сыроежки; или на изумрудной ткани понимаю, что будет здорово смотреться белочка, лисичка или зайчик.

Что вас вдохновляет?

Вдохновение — достаточно сложная материя. Меня вдохновляет моё рабочее место, я всегда старалась, чтобы там было уютно, были натуральные материалы, чтобы всё нравилось: любимые вещи, камушки из разных мест, коряги, живые цветы, открытки — я всё развешиваю, это придает своеобразное настроение, хочется создавать что-то красивое в таком месте. Собираю книги советские, в основном с ботаническими иллюстрациями, или определители птиц, бабочек, грибов, и когда я думаю, что бы хотела сделать, я листаю страницы с замечательными изображениями и нахожу что-то — так приходят идеи новых серий.

Вдохновляет природа, окружающий мир. Вышивание мне дало некоторые знания в области орнитологии, ботаники даже энтомологии, и поэтому в последнее время я стала замечать разных птиц, открыла для себя огромное количество новых видов, на которые раньше даже не обратила бы внимание.

У вас много фотографий процесса работы на природе. Быть в окружении природы или в мастерской — обязательный момент, или вы можете работать, например, сидя в машине?

В работе для меня важна сосредоточенность, поэтому я не могу вышивать на вокзалах, в поездах, в машине. Нужно сконцентрироваться: подобрать нитки, чтобы всё было под рукой, настроение, поэтому для меня важно, чтобы рабочее место было организовано. Но я могу брать с собой материалы на природу, на дачу, на пляж, где я тоже могу погрузиться в процесс и немного поработать.

-3

Вы можете воплотить любую идею заказчика или есть какие-то ограничения?

Воплотить могу практически любую идею, но я этого не делаю — есть всегда внутренний отбор: то, что я бы хотела делать, то, что вписывается в мой стиль. Заказчики, глядя на мой аккаунт, примерно понимают, что я делаю, что создаю. Редко поступают предложения, от которых я отказываюсь: мультяшные герои, сделать копию, повторить работу чью-то — это совершенно неприемлемо. А так, я открыта всегда к сотрудничеству, и у нас с заказчиками иногда получаются очень интересные коллаборации — их идеи привносят свежую струю.

Изначально вы шили сумки и кошельки. Почему решили шить также платья?

Стимулом к созданию платьев была собственная потребность: мне очень хотелось иметь льняное платье, и у одного бренда 4 года назад я нашла хороший вариант, но были проблемы с цветом ткани, с размером — всё откладывалось на очень далёкий срок, когда уже лето заканчивалось, и поэтому я решила, что хочу попробовать сделать сама. И, ко всему прочему, такие однотонные льняные вещи очень подходят к сумочкам, хорошо с ними смотрятся — ярко, выгодно.

Как вы начинали продавать свои работы?

Буквально через несколько месяцев у меня состоялся первый заказ, когда появились кошелечки с одуванчиком и стали хитом: и сам образ лёгкого дуновения ветерка, и цвет ткани бирюзовый, — всё это откликнулось у подписчиков, и появились заказы. С этого всё и началось: я искала новые материалы, стала больше работать, делать вещи более качественными, учиться паковать, оформлять и брендировать. Тогда я стала к себе серьёзно относиться.

Примерно через год я поняла, что нужно попробовать заявить о себе на международном уровне. Я создала магазинчик на «Etsy», и через месяца четыре появился первый заказ. Сначала я ставила достаточно низкие цены, хоть на работу тратилось гораздо больше времени, чем сейчас. Я понимала, что делаю не идеально, была не очень уверена себе. Но постепенно, с повышением качества, когда я становилась довольна своими вещами, я поднимала и стоимость. Кроме того, я переходила на другие материалы: более дорогие, качественные и интересные.

-4

Какие затраты потребовались?

Серьёзных вложений на первых порах не требовалось: у меня было буквально несколько отрезов ткани и фермуаров. Сразу в больших объёмах я не закупала, всё было постепенно. С первыми полученными деньгами за заказы я докупала материалы, необходимые вещи, книги. Сначала процесс был абсолютно не затратный — не было доходов, но не было и расходов.

Сейчас у вас восемь тысяч подписчиков в инстаграме. Чувствуете ли вы повышенный интерес к своей персоне и бренду?

На самом деле, количество подписчиков в инстаграме — очень условная вещь. Когда у тебя 100 подписчиков, кажется, что 500 это очень много, а когда у тебя 500, кажется, что две тысячи — очень много. И мне сейчас кажется, что восемь тысяч — не очень много, и я не очень популярна. Нужно работать над этим: сначала для меня самосовершенствование было важно, а теперь стоит заниматься ещё и рекламой.

Хотите ли вы открыть свой шоурум или чувствуете, что достаточно продавать онлайн?

С вещами, которые продавались не онлайн, у меня был небольшой опыт в Красноярске: я отдавала часть вещей в бутик, но оказалось не очень выгодно из-за большой наценки. Тем не менее это был хороший опыт, и мне импонировало то, что покупатели, которые видели вещь вживую, покупали ее за гораздо большую цену, чем онлайн. Я понимала, что значит и вещи хорошие, и есть покупатели которые готовы платить больше.

Замечали ли вы когда-нибудь свои идеи или открытый плагиат у других мастеров?

С плагиатом было несколько не очень красивых историй: я сталкивалась и с копированием своих собственных вещей, и с копированием сюжетов вышивок своих коллег. С одной стороны неприятно, с другой стороны — это показывает, что твои идеи хороши, но, к сожалению, ты не можешь никак себя защитить. Последний был не очень приятный случай, когда сибирский бренд просто скопировал моë изумрудное платье, оно было придумано полностью мной, ни у кого не было таких диагональных защипов, цвета, фактуры, материала. Это неприятно, но ничего поделать было нельзя.

-5

Как вас коснулась пандемия?

Пандемия коснулась всех мастеров, прежде всего в марте: был спад, особенно зарубежных заказов, никто не знал, что будет дальше с работой, с деньгами. Затем всё постепенно вернулось в свою колею, заказы начали поступать и зарубежные, и российские, но появилась другая проблема — с почтой, с международными отправками: всё встало, уже август и некоторые посылки весенние до сих пор не дошли до заказчиков. Было очень печально и неожиданно, потому что за три года с почтой не было никаких проблем, сложно было объяснять всё покупателям.

Если бы вы могли вернуться в прошлое, каких ошибок бы не совершили?

Никак нельзя себя обезопасить от ошибок — это жизнь, это путь, это опыт. Каждая ошибка была моя. Наверное, хотелось, чтобы было изначально полегче, чтобы я более серьёзно относилась к себе и своему делу, выбирала материалы лучше, с которыми проще работать, возможно, пораньше надо было заняться рекламой.

Всегда на расстоянии кажется, что что-то можно было сделать лучше, но мне всё нравится, и все мои ошибки давали мне возможность совершенствоваться.

Какой совет вы могли бы дать начинающим в вышивании?

Пользуйтесь качественными материалами, не экономьте на оттенках мулине — чем больше их, тем лучше, и вы сможете сделать более качественно.

Пробуйте разное, пробуйте всё, что вам нравится, и потом вы выберете из этого то, что будет по душе, то, что будет получаться: будь это вышивка просто в пяльцах, картинки или вещи, расшитые вами.

Главное, чтобы ваше дело, ваше хобби приносило вам прежде всего удовольствие, чтобы вы думали не о заработке, а о том, чтобы создать какую-нибудь классную вещь.

Пусть вы будете делать сначала всё для себя, для своих друзей, а затем увидите, хорошая действительно идея или нет.

-6

Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь.