Найти тему

Кем же всё-таки были "тёмные" персонажи романа "Мастер и Маргарита"?

"Мастер и Маргарита" - один из известнейших романов ХХ века. Данное произведение переведено на множество языков, и его знает практически каждый второй житель земли. Стоит заметить, что отношение к роману неоднозначное: одни считают его величайшим творением, другие больным бредом автора. Тем не менее, роман жил, живет и я уверена, что будет жить.
Теперь же поговорим, о действующих лицах "Мастера и Маргариты". Конечно же, главными героями романа является далеко не Воланд со своей свитой, но эти персонажи, как минимум, одни из самых запоминающихся. Если слегка углубиться в подтексты романа, ко к каждому, даже самому мелкому и второстепенному герою мы найдем определенный прототип. Давайте же разберемся откуда взялась таинственная компания, "посеявшая хаос" в Москве.

Начнем с непосредственного, так сказать руководителя. Воланд или же сам Повелитель тьмы.

Чаще всего сатана изображался людьми в облике козла.
Чаще всего сатана изображался людьми в облике козла.

Сатана́ — в религиозных представлениях авраамических религий — главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.
Согласно христианской традиции, Дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла. Библия описывает Сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.
В «Божественной комедии» Данте, Сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица.
В Евангелии Сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её».
Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу.
Воланд сразу производит вид интеллигентного иностранца- профессора, а позже, глумясь над Берлиозом и Бездомным заставляет их поверить в то, что он безумен.
«Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»
« «Наступило молчание, и Берлиоз побледнел.
– Вы... вы сколько времени в Москве? – дрогнувшим голосом спросил он
– А я только что сию минуту приехал в Москву, – растерянно ответил профессор, и тут только приятели догадались заглянуть ему как следует глаза и убедились в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв.
«Вот тебе все и объяснилось! – подумал Берлиоз в смятении, – приехал сумасшедший немец или только что спятил на Патриарших. Вот так история!»»
В романе говорится, что Воланд — повелитель сил Тьмы, противопоставленный Иешуа, повелителю сил Света. Персонажи романа называют Воланда: « Дьяволом или Сатаной». Однако космография мира Булгакова отличается от традиционной христианской — как Иисус, так и Дьявол в этом мире иные, рай и ад не упоминаются вовсе, а о «богах» говорится во множественном числе. Сферы влияния в мире чётко разделены между Светом и Тьмой, они равноправны, и одна сторона не может — просто не имеет права — вмешиваться в дела другой: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами». Воланд, в отличие от христианского «Отца лжи», честен, справедлив и даже в чём-то благороден. Он выполняет свои обещания, причём исполняет даже два желания Маргариты вместо обещанного- одного. А также и его придворные не вредят людям, наказывая только за аморальные поступки: жадность, доносительство, пресмыкательство, взяточничество и т.д.
С. Д. Довлатов говорил, что Воланд олицетворяет не зло, но справедливость. «Булгаковский Воланд лишен традиционного облика Князя тьмы, жаждущего зла, и осуществляет как акты возмездия за „конкретное“ зло, так и акты воздаяния, творя, таким образом, отсутствующий в земном бытии нравственный закон»
Таким образом, роль «Князя Тьмы» в мире романа можно определить как «надзиратель за злом». Тот, у кого в душе поселилось зло — его подопечный. Сам Воланд, в отличие от христианского Сатаны, не умножает зло, но лишь следит за ним, а по мере необходимости — пресекает и справедливо судит.
«И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника.

-2

"Правой рукой" Повелителя по роману считался Фагот или, якобы так нужный иностранцу переводчик, Коровьев.

Астарот- первый в Аду после Дьявола. Он один из тех падших ангелов, что последовали за Люцифером и потому были низвергнуты с небес с ним же. Обладает недюжинной силой. Очень талантлив, умен и обаятелен. Он красив, и ему нетрудно вызвать любовь к себе при помощи своего очарования. Однако
красоты в нем столько же, сколько и жестокости. Астарот чаще других демонов изображается в человеческом облике. В гримуарах он, напротив, уродлив, но ни в одном источнике не умаляют его силу. Популяризация образа этого демона сводится к использованию его в литературе и ином искусстве.
«И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.»
«– Турникет ищете, гражданин? – треснувшим тенором осведомился клетчатый тип, – сюда пожалуйте! Прямо, и выйдете куда надо. С вас бы за указание на четверть литра... поправиться... бывшему регенту! – кривляясь, субъект наотмашь снял жокейский свой картузик.»
По одной из версий: настоящее имя рыцаря, Фагот, вероятно, образовано от названия одноимённого музыкального инструмента. Форма фагота также напоминает фигуру Коровьева — проглядывается сходство между длинной тонкой трубкой и высоким, тощим и узким в плечах регентом-пьяницей, готовым в любой момент услужливо склониться перед собеседником. По одной из версий, имя-название музыкального инструмента является намеком на то, что Фагот некогда был членом ангельского хора.

Другая же версия утверждает, что имена всех членов свиты Воланда связаны с языком- иврит. Коровьев на иврите «каров» — близкий, то есть приближённый.
«Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом».

"Не разговаривайте с незнакомцами". Особенно на Патриарших прудах, ведь может оказаться, что именно этот парень в клетчатом костюме и с треснутым пенсне павший ангел.
"Не разговаривайте с незнакомцами". Особенно на Патриарших прудах, ведь может оказаться, что именно этот парень в клетчатом костюме и с треснутым пенсне павший ангел.

Демон-убийца или Азазелло, тот о ком мы сейчас поговорим. Этот герой появляется в произведении позже остальных своих, так сказать, "коллег". Один из самых странных персонажей свиты. Он не устраивает погромов и представлений, чаще всего держится в стороне, но тем не менее выполняет самую черную работу. Связанно такое поведение героя именно с его прототипом, поэтому, пришло время разбираться, откуда же он взялся.

Имя Азазелло восходит к герою апокрифа книга Еноха (Ветхий Завет) падшему ангелу по имени Азазель. «Демон безводной пустыни», «Демон-убийца». Согласно преданию Азазель был знаменоносцем армии Ада.
«И Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, броню, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась.»

-4

Азазель — это один из первых падших ангелов, который не побоялся Бога и его воли, после чего Архангелам было приказано убить его, но никто не был сильней, чем он, и тогда Бог приказал Архангелу Рафаилу обрубить ему крылья и отправить его в Ад. Ни одна мифология, не дает нам точного описания «Демона- убийцы», но в романе он предстают перед нами как:
«Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий».
Главная функция Азазелло в романе связана с насилием.
«Барон стал бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе, а затем произошло что-то странное. Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду. Безжизненное тело барона в это время уже было на полу».
Также стоит отобразить изменение и Азазелло, как и всех других героев романа:
«Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

Наконец-то мы переходим к самому запоминающемуся герою свиты. Кот-Бегемот! Его появление на Патриарших просто обескураживает и без того бедного и шокированного поэта Бездомного. Бегемот умен и забавен; он тоже устраивает в Москве беспорядки и погромы, но и лапки к насилию не прикладывает. А еще вам стоит запомнить, что не следует обращаться к коту на "ты", если не пил с ним на брудершафт.
Для того, чтобы понять откуда же у Бегемота берется столько язвительных шуток и нелепых высказываний, стоит понять, что стало основой для его появления.

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!
Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

Бегемот - демон животного облика, умеющий принимать формы всех крупных зверей, а также лисицы, волка, собаки, кота. В иудейских преданиях Бегемот величается царем зверей. Символизирует плотские грехи - чревоугодие и обжорство. Кроме них, этот демон вызывает в людях их наихудшие черты, склоняет их к животному поведению и облику. Бегемот очень жесток и невероятно силен - сама его внешность отражает этот факт, однако на человека он также может влиять и косвенно, не прямым насилием - пробуждая у него страсть к греховности. В Аду он - Сторож в Ночи.
Кот является любимым шутом Воланда.
«А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете».
«Не шалю, никого не трогаю, примус починяю».
«Единственно, что может спасти смертельно раненного кота, — это глоток бензина».
Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью.
Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. При первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дуг последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник.»
В конце романа Бегемот предстаёт перед читателем в облике печального пажа, обречённого на вечные скитания со своим господином.
«Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны».

В данной статье мы рассмотрели основных героев свиты Воланда и историю их происхождения. Также, можно было бы сказать немного о Гелле, но честно вам признаться, мне очень обидно за то, что про данного персонажа пишут катастрофически мало, и поэтому ей я хотела бы выделить целую статью, которую вы так же можете прочитать у меня в блоге.

Всем спасибо за прочтение статьи!
Любите литературу и постигайте новое!