Найти в Дзене
Артём Карпов

"Наркоманов бывших не бывает". Как стигма мешает наркозависимым - и всему обществу

Из-за наркотиков екатеринбуржец Вадим Иванов потерял семью: жена ушла вместе с двухлетней дочерью, когда поняла, что муж не может справиться со своей проблемой. Начав со "спайсов", Вадим употреблял наркотики около десяти лет, пока однажды родители в буквальном смысле не пустили его домой. Лишь тогда он согласился лечь в наркологический центр. На четвертом месяце реабилитации он дал интервью местной телекомпании. Вадим говорит, что реабилитация проходила у него очень тяжело, и на общение с журналистом он согласился совершенно сознательно - решил, что пути назад нет. И откровенно рассказал о своей прошлой зависимости и о том, с каким трудом он ее преодолевает. Два года после выздоровления Вадим проработал на стройке и не ожидал, что первая же его попытка устроиться на более квалифицированное и денежное место работы окончится неудачей как раз из-за этого интервью. Он успел проработать менеджером в автосалоне лишь два месяца. "План продаж делал, человек я неконфликтный, на работу не опазды

Из-за наркотиков екатеринбуржец Вадим Иванов потерял семью: жена ушла вместе с двухлетней дочерью, когда поняла, что муж не может справиться со своей проблемой. Начав со "спайсов", Вадим употреблял наркотики около десяти лет, пока однажды родители в буквальном смысле не пустили его домой. Лишь тогда он согласился лечь в наркологический центр.

На четвертом месяце реабилитации он дал интервью местной телекомпании.

Вадим говорит, что реабилитация проходила у него очень тяжело, и на общение с журналистом он согласился совершенно сознательно - решил, что пути назад нет. И откровенно рассказал о своей прошлой зависимости и о том, с каким трудом он ее преодолевает.

Два года после выздоровления Вадим проработал на стройке и не ожидал, что первая же его попытка устроиться на более квалифицированное и денежное место работы окончится неудачей как раз из-за этого интервью. Он успел проработать менеджером в автосалоне лишь два месяца. "План продаж делал, человек я неконфликтный, на работу не опаздывал, все делал как надо - но вот что-то им не понравилось", - рассказывает Вадим. К нему начали придираться по мелочам, и он понял намек: уволился сам.

Через полгода Иванов узнал истинную причину придирок начальства. Его бывшая коллега рассказала, что сотрудники автосалона случайно обнаружили в интернете его интервью телеканалу. Видео дошло до начальства, которое решило, что не хочет иметь дело с "бывшим наркоманом".- У тебя есть предположения, почему начальство решило, что не хочет иметь бывшего наркопотребителя у себя в штате?

- Потому что все же знают, что наркоманов бывших не бывает. Это убеждение с 90-х. Помогли средства массовой информации в 90-е года закрепить в сознании людей, что наркоман - это отребье общества, наркоманов надо сажать, бить, убивать, с наркоманами не надо иметь никаких дел. То есть такая… жесткая пропаганда была. Не было такого, что наркоман - это больной человек. Они до сих пор с этим спорят - с тем, что наркоманов надо лечить, а не судить. Почему эпилептиков не судят?..

Автосалон отказался прокомментировать для Русской службы Би-би-си ситуацию с Вадимом Ивановым.

Абсолютное зло

Из-за стигмы, связанной с употреблением наркотиков, статья 228 уголовного кодекса Российской Федерации (ответственность за хранение и сбыт запрещенных наркотических средств) нередко становится инструментом давления на общественных активистов и журналистов. Человеку подбрасывают наркотики, и он оказывается под двойным ударом. В первую очередь, конечно, ему грозит серьезный тюремный срок. Но дискредитирована оказывается и его профессиональная или общественная деятельность: под суд он попадает по "стыдной" статье, и отстаивать его невиновность в глазах общества становится сложнее.