Найти тему
Арсенал оружия.

Неудавшийся эксперимент - Хенкель - Не-177 дальний, стратегический бомбардировщик.

Не-177, 1939 г.
Не-177, 1939 г.

Публикации о тяжёлом немецком стратегическим бомбардировщике редки и отрывочны и напрашивается вывод: а был ли вообще такой самолёт у Германии?

Германия имея на момент начала второй мировой войны самым мощную и прогрессивную воздушную армию не имела дальнего стратегического бомбардировщика. Но был один самолёт, который мог претендовать на эту роль. Германская доктрина молниеносной войны предполагала наличие бомбардировочной авиации именно для решения именно этих задач. Разрушение путей сообщения, мостов и узлов связи, а также поддержку своих наступающих войск. Но работы по созданию дальнего бомбардировщика в Германии велись. Его разработкой занялись Герман Гюнтер и Зигфрид Гюнтер фирмы Хенкель. И первый полёт Не-177 "Грифон" состоялся 19 ноября 1939 года, который называли "летающий фейерверк", из-за частых пожаров двигателя.

Его задачей было нести бомбовую нагрузку не менее 1 тонны на дальность не менее 6500 км. Кроме того он должен был иметь возможность наносить удары с пикирования. Хотя это требование к такому виду бомбардировщика. изначально было ошибочным. Уместить такие противоречивые требования привело к тому, что к началу войны за Англию самолёт не был готов. Не-177 представлял собой классический среднеплан с однокилевым оперением, а вот система оборонительного вооружения была довольна оригинальной. Один оператор мог управлять сразу тремя огневыми установками.

Система оборонительного вооружения Не-177
Система оборонительного вооружения Не-177

Самолёт решили оборудовать четырьмя двигателями жидкостного охлаждения, DB 603 по два в каждой мотогондоле, которые вращали один винт. Одна такая установка должна была выдавать до 3 тысяч л/с. Но на деле такие двигатели были крайне ненадёжны, которые сопровождались частыми возгораниями, а при пикировании и вовсе разрушались. Тем не менее на заводе, где ранее выпускались Не-111, развернули производство Не-177, а выпуск "111" прекратили.

Но дальнейшая эксплуатация "Грифов" привела и к дальнейшим многочисленным катастрофам, и немцам пришлось вновь налаживать производство Хе-111, а выпуск Хе-177 сократить до 3 штук в месяц. В конце 1941 года Хенкель возвращается к четырёхмоторной схеме. И в следующем 1943 году Хе-177Б поднимаются в воздух. Новая схема показывает отличные результаты. Планируется наладить до 200 самолётов, но реальность совсем другая, Германии нужны истребители. Немецкие города засыпало бомбами.

-3

Следующее развитие Хе-177 получает в новом качестве,как высотный бомбардировщик, разведчик, установкой двигателей ЮМО-213, удлинённым крылом, компрессором и гермокабиной, что позволяло бы ему подниматься на недоступную высоту 14 км, но и этот вариант не получил своего развития.

В 1941-42 годах инженером Гертелем были произведены работы по устранению причин пожара сдвоенного двигателя Хе-177 и в 1943 состоялись первые боевые вылеты в Сталинград к окружённой группировке Паулюса. Из 43 вылетов не вернулись 7 машин, в основном из-за технических поломок. Пытались приспособить Хе-177 как к носителю управляемых бомб, Xs 293. 23 сентября группа из 25 Хе 177, имеющие на борту 2 бомбы вылетела на перехват союзного конвоя, но из-за низкой облачности и эффективной работы ПВО удалось потопить только один транспорт и один повредить. И этот боевой вылет нельзя назвать удачным, три самолёта было сбито и 4 повреждено.

Только один боевой вылет можно назвать удачным, когда из-за прямого попадания в корабль США погибло более 1000 военнослужащих. Хе-177 применялись, как оружие возмездие в Великобритании, совершая ночные вылеты бомбардировки Лондона, хотя эффект был минимален, но показательно для английской истребительной авиации, которые не были готовы к ночному, активному противодействию. На восточном фронте в в в 1944 году Хе-177, в составе полка Гинденбург наносили удары по Пскову и Смоленску, но бомбардировки с больших высот оказались малоэффективными. В конце 1944 года японцы пожелали наладить лицензионный выпуск Хе-177 А7, но быстроменяющаяся боевая обстановка похоронили и этот план.

На этом история перспективного бомбардировщика заканчивается. Изначально в этот самолёт было заложено много перспективных инноваций, но поражает то ненужное упорство, когда столько времени и сид было затрачено на доводку силовой установки, что в итоге сыграло на руку противникам.