Из истории строительства
Восстанавливающейся после войны стране требовалось много электроэнергии. В августе 1950 года вышло постановление правительства о строительстве Сталинградской ГЭС.
Подготовительные работы по строительству ГЭС начались в 1951 году – прокладывались дороги, ЛЭП, готовилась база снабжения. Одновременно военные специалисты занимались разминированием площадки строительства и дна Волги – близость Сталинграда давала о себе знать.
Проектировали станцию 11 научно-исследовательских институтов. Первый грунт в котловане для будущей ГЭС вынут в 1952 году.
Строящаяся ГЭС получала оборудование со всей страны. Свыше 1500 предприятий внесли свой вклад в великую стройку коммунизма.
Работать на стройке ГЭС считалось престижным, но людей катастрофически не хватало. Сюда съехалось 10 тысяч комсомольцев. Их энтузиазм подкрепили 20-ю тысячами заключенных исправительно-трудового лагеря. В нем содержались люди, совершившие нетяжкие преступления. Вскоре лагерь был расформирован.
Многие рабочие осваивали новые профессии прямо на площадке строительства. В сентябре 1951 года здесь открыли гидротехнический техникум.
Этапы большого пути
Самым ответственным и напряженным в истории строительства был 1958 год. В октябре был затоплен котлован, перекрыта Волга и пущены первые гидроагрегаты.
В следующем году были введены сразу 9 гидроагрегатов. Станция, переименованная в «Волжскую ГЭС имени 22 съезда КПСС», 10 сентября 1961 года была принята в постоянную эксплуатацию.
Открывал станцию лично Хрущев. ГЭС была подарком» к этому съезду партии, знаменитому тем, что на нем Хрущев объявил о построении коммунизма к 1980 году.
В честь открытия ГЭС у въезда на плотину в 1961 году был установлен памятник создателям Волжской гидроэлектростанции, олицетворяющим строителей коммунизма. Более 50 лет они приветствуют всех въезжающих на плотину.
Генеральный секретарь Н. С. Хрущев был восхищен монументальным панно «Мир! Труд! Прогресс!», которое украшает здание станции.
Очень многое на станции – впервые в СССР
Впервые в мировой практике советские ученые обосновали и спроектировали сооружение столь крупного гидроузла на нескольких основаниях. Такими основаниями служат глины, мелкозернистые пески, сцементированные песчано-глинистые грунты.
На Волжской ГЭС впервые была разработана система, позволившая передавать энергию на очень большие расстояния. В декабре 1959 впервые была введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередачи 500 кВ «Сталинград-Москва».
При необходимости во время пиковой нагрузки в ЕЭС России станция способна в считанные минуты увеличить объем выработки электроэнергии, обеспечивая надежность Единой энергетической системы страны.
После ввода в постоянную эксплуатацию Волжская ГЭС стала испытательным полигоном электротехнического и гидромеханического оборудования для сибирских и зарубежных ГЭС.
Впервые в практике отечественного гидростроения при возведении Волжской ГЭС массово использовали железобетонные конструкции. Для доставки грузов в котлован использовали 4-километровую подвесную канатную дорогу, расположенную на высоте 40 метров.
Впервые в России для строительства Сталинградской ГЭС был собран гигантский экскаватор объемом 18 кубометров. Котлован, выкопанный под будущую ГЭС, тоже поражал размерами: 1 км в длину, 500м в ширину, 40м в глубину. Стройплощадка занимала 12 километров.
В ходе строительства ГЭС впервые в нашей стране разработаны и применены вибрационные машины – катки, погружатели, молоты, гидровибробурение скважин. Специально для Волжской ГЭС были созданы крупнейшие гидротурбины, одна из которых к тому времени была опытной.