Я думаю, очень многие хотя бы краем уха слышали о законе "О трёх колосках" и всех страшилках и ужастиках, которые были накручены вокруг него. Голодных людей, дескать, за горсточку пшеницы к стенке ставили и в лагеря отправляли, даже детей!
Вот что, к примеру, писал об этом в 2016 году Украинский институт национальной памяти:
"...В результате преступной политики «коллективизации» людей лишили права собственности на землю. Параллельно раскручивался маховик так называемого «раскулачивания», направленного на уничтожение всех противников колхозов.
За несколько лет крестьян не только превратили в рабов в наихудших традициях крепостного права, но и начали откровенное издевательство, которое завершилось голодомором-геноцидом 1932-1933 годов..."
"Обличители кровавого режима" особенно напирают на то, что по этому закону за разворовывание колхозного имущества полагалась высшая мера наказания и только наличие смягчающих обстоятельств могло уменьшить приговор до 10 лет заключения. Амнистия же не допускалась и это, дескать, при том, что такой же срок полагался за умышленное убийство, а за простую кражу можно было получить до трех месяцев принудительных работ.
Должен сказать, что доля правды в рассуждениях "обличителей есть. Но всё ли было так страшно и безнадёжно? Давайте посмотрим.
Ответственность за кражи по тогдашнему УК и в самом деле была довольно небольшой, можно сказать даже, что символической. К примеру, если кража была совершена без использования технических средств и без сговора с иными лицами, то в первый раз за неё предусматривались принудительные работы либо тюрьма на срок до 3 месяцев. В случае неоднократности, а также за кражу осуществленную с использованием технических средств или по предварительному сговору полагалось лишение свободы на срок до 1 года.
За кражу из общественного или государственного склада или иного хранилища с использованием технических средств либо в сговоре с иными лицами или неоднократно назначались принудительные работы сроком до 1 года или тюремное заключение до 2 лет. Аналогичное наказание предполагалось для субъектов, совершивших деяние без указанных условий при наличии у них специального доступа на объекты или охранявшими их, а также во время наводнения, пожара или другого стихийного бедствия.
За особо крупную кражу из общественных или государственных складов и хранилищ, равно как и при наличии специального допуска в них, с использованием технических средств либо в сговоре с иными преступниками полагалось до 5 лет тюрьмы.
Вспомним подпольного миллионера Корейко из «Золотого телёнка». Он сколотил свой капитал на масштабных хищениях социалистической собственности. Писатели Ильф и Петров не выдумали его на пустом месте. К началу 1930-х годов масштаб хищений государственной собственности достиг таких величин, что напрямую угрожал экономическому и социальному положению в стране. Парадокс - при этом люди, похитившие миллионы рублей, с точки зрения закона не отличались от человека, укравшего, например, кусок хлеба и получали мягкие наказания.
Это, разумеется, не могло испугать потенциального расхитителя. А в результате коллективизации появился новый тип собственности – общественная, которая, по сути, оставалась без какой-либо юридической защиты.Конечно, власть не могла с этим мириться.
В июле 1932 года Сталин пишет Молотову и Кагановичу записку, в которой, в частности, говорилось:
«...за последнее время участились, во-первых, хищения грузов на желдортранспорте (расхищают на десятки мил. руб.), во-вторых, хищения кооперативного и колхозного имущества. Хищения организуются главным образом кулаками (раскулаченными) и другими антиобщественными элементами, старающимися расшатать наш новый строй. По закону эти господа рассматриваются как обычные воры, получают два-три года тюрьмы (формально!), а на деле через 6-8 месяцев амнистируются....Терпеть дальше такое положение немыслимо».
Кстати, сам факт наличия подобной переписки (а ведь цитируемая записка лишь одна из многих) опровергает расхожее мнение о якобы имевшей место единоличной и безраздельной власти Сталина. Мы видим, что лидер государства чётко разъясняет свою позицию и аргументирует её на случай возражений со стороны членов ЦИК и СНК.
«Капитализм не мог бы разбить феодализм, он не развился бы и не окреп, если бы не объявил принцип частной собственности основой капиталистического общества, если бы он не сделал частную собственность священной собственностью, нарушение интересов которой строжайше.... Социализм не сможет добить и похоронить капиталистические элементы и индивидуально-рваческие привычки, навыки, традиции (служащие основой воровства), расшатывающие основы нового общества, если он не объявит общественную собственность (кооперативную, колхозную, государственную) священной и неприкосновенной».
Результатом становится вот этот документ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 1932 года
ОБ ОХРАНЕ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, КОЛХОЗОВ И КООПЕРАЦИИ И УКРЕПЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ) СОБСТВЕННОСТИ
За последнее время участились жалобы рабочих и колхозников на хищения (воровство) грузов на железнодорожном и водном транспорте и хищения (воровство) кооперативного и колхозного имущества со стороны хулиганствующих и вообще противообщественных элементов. Равным образом участились жалобы на насилия и угрозы кулацких элементов в отношении колхозников, не желающих выйти из колхозов и честно и самоотверженно работающих за укрепление последних.
Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР считают, что общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы как враги народа, в виду чего решительная борьба с расхитителями общественного имущества является первейшей обязанностью органов советской власти.
Исходя из этих соображений и идя навстречу требованиям рабочих и колхозников, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
I.
1. Приравнять по своему значению грузы на железнодорожном и водном транспорте к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этих грузов.
2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.
3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении грузов на транспорте.
II.
1. Приравнять по своему значению имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.) к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.
2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.
3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества.
III.
1. Повести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхоза. Приравнять их преступления к государственным преступлениям.
2. Применять в качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких и других противообщественных элементов лишение свободы от 5 до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь.
3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по этим делам.
Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин
Председатель СНК Союза ССР В. Молотов (Скрябин)
Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе
Вот это и есть "закон о колосках", он же указ "семь-восемь"...
"...Но сегодня вышла у вас промашка совершенно ужасная, и дело даже не в том, что мы сегодня вас заловили...
- А сегодня что, постный день? - подал голос Ручечник.
- Да нет, день-то, как все будни, скоромный. А вот номерок ты не тот ляпнул...
- Это как же? - прищурился на него Ручечник.
- Вещь-то вы взяли у жены английского дипломата. И по действующим соглашениям, стоимость норковой шубки тысчонок под сто - всего-то навсего - должен был бы им выплатить Большой театр, то есть государственное учреждение. Ты, Ручечник, усекаешь, про что я толкую?
- Указ "семь - восемь" мне шьешь...- ни на миг не задумался Ручечник.
Жеглов выскочил из своего роскошного кресла и воздел руки вверх, совсем как недавно это делал здесь администратор:
- Я шью? При чем здесь я? Поглядел бы ты на себя со стороны - ты бы увидел, что Указ от седьмого августа, то, что ты "семь - восемь" называешь, уже у тебя на лбу напечатан! - Сделал паузу и грустно добавил: - И у подруги твоей Волокушиной тем паче! По десятке на жало! По десятке!.."
Отрывок из романа братьев Вайнеров "Эра милосердия"
Вы не находите, что вор Пётр Ручников как-то не очень похож на крестьянина? А что из этого следует? Да то, что все разговоры о том, что "закон о колосках" был, дескать, направлен против "голодающих крестьян", разговоры и есть.
Конечно, были и перегибы. Без них у нас (да и не только у нас) ни одно начинание не обходится и причин тому много. Одна из них - это уровень качества тогдашних судей. И сейчас порою диву даёшься, глядя на того или иного служителя Фемиды, а уж тогда-то. И смеяться над этим не след, ликбез большевики не от хорошей жизни в жизнь проводили, уж простите за невольный каламбур.
Вот только мы перегибы не только допускали, мы с ними ещё и боролись. Вещи называли своими именами, причём называли во всеуслышание. А потом исправляли их последствия и инициировано это было с самого верха.
Сталинский прокурор А. Я. Вышинский в своей брошюре «Революционная законность на современном этапе» указал ряд случаев ошибочного применения закона. Он указал, что такие приговоры неуклонно отменяются (число отменённых приговоров с 7 августа 1932 года по 1 июля 1933 года составило от 50 до 60 %), а судьи снимаются со своих должностей.
"...Обнаружилось явление, недопустимое в работе органов юстиции: применение закона от 7 августа в случаях маловажных хищений, не представляющих не только особой, но и какой бы то ни было социальной опасности, и назначение притом жёстких мер социальной защиты. Осуждались колхозники и трудящиеся единоличники за кочан капусты, взятый для собственного употребления и т. п.; привлекались в общем порядке, а не через производственно-товарищеские суды; рабочие за присвоение незначительных предметов или материалов на сумму не менее 50 руб., колхозники — за несколько колосьев и т. п. Такая практика приводила в конечном счёте к смазыванию значения закона 7 августа и отвлекала внимание и силы от борьбы с действительными хищениями, представляющими большую социальную опасность. Как отмеченные случаи правооппортунической недооценки значения закона 7 августа, так и данные моменты перегибов в его применении и в распространении его действия на случаи, явно под него не подпадающие, квалифицированы Коллегией НКЮ как результаты влияния классово-враждебных людей, как внутри, так и вне аппарата органов юстиции…"
Из статьи А. Я. Вышинского в газете "Правда"
Но ведь в массовом сознании имя Вышинского связывается с ложью ему приписываемой - я про "царицу доказательств", а правду знать мы упорно не хотим.
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 1 февраля 1933 года и изданное на его основе постановление Президиума ЦИК от 27 марта 1933 года требовали прекратить практику привлечения к суду по «закону от 7 августа» — «лиц, виновных в мелких единичных кражах общественной собственности, или трудящихся, совершивших кражи из нужды, по несознательности и при наличии других смягчающих обстоятельств».
В РСФСР пик дел по «Закону о колосках» пришелся на первое полугодие 1933 года, когда по нему были осуждены 69 523 человека, а уже спустя два года это число сократилось на порядок - 6706 приговоров. На Украине картина аналогичная: 12 767 осужденных в 1933 году, и всего 730 человек в 1935 году.
А вы говорите - репрессии....
Берегите себя.