Про наши сборы перед дорогой можно прочесть тут - Предыдущая часть.
А мы пока неспешно подруливаем к Великому Новгороду и в тумане, под монотонное бормотание навигатора: "Держитесь правее, а затем левее, затем снова правее, а через 100 метров левее". Под недоуменные взгляды новгородских водителей, некоторые из которых начинают крутить пальцем у виска, выезжаем на встречку, и как ни в чем ни бывало, едем вперед и останавливается на перекрестке. Впереди сигналят машины, справа стоит плотный ряд. Хорошее начало...
Навигатор, чувствуя свою вину, испуганно молчит, затем икает и предлагает путь объезда, ну уж нет! Включаю заднюю передачу и мчу по встречке задом-наперед и встаю в хвост пробки, аккурат успевая втиснуться перед приближающийся фурой.
На этом наши приключения в Великом Новгороде заканчиваются, и мы через пункт оплаты въезжаем на платную трассу М-11.
Если у вас транспондер, то нужно проезжать через ворота наверху которых висят зеленые таблички, как правило, эти въезды расположены на крайних левых полосах, так что можно не метаться, когда перед тобой поток машин и с десяток полос, а просто занять крайний левый ряд, снизить скорость до 20-30 км/ч, выдерживать дистанцию до впереди идущей машины метров 15 (чтобы случайно не оплатить своим транспондером чужую машину) и, руководствуясь сигналами светофора, проехать:
Тут надо помнить о том, что после шлагбаума стоит ограничение скорости 30 км/ч, и сразу жать на газ не стоит, а то позже может прилететь штраф. :)
Несмотря на указатели, некоторая часть водителей путается и заезжает не в те ворота, потом начинает сдавать задним ходом, от этого возникает неразбериха, толчея и мелкие аварии. У некоторых не срабатывает транспондер, что тоже приводит к заминкам. Свой транспондер я просто положил на липкий коврик около лобового стекла и он ни разу меня не подвел.
Сама трасса М-11 произвела очень хорошее впечатление: полностью освещена до Москвы, разрешенная скорость 130 км/ч, три полосы в одном направлении, на всем протяжении работает быстрый интернет (у нас МТС), полотно дороги ровное, гладкое, а через каждые 20 км есть пункты отдыха с бесплатными туалетами и столиками под навесами.
В пунктах отдыха можно перекусить, походить, размять ноги и выгулять собаку:
Путешествующих с собаками мало, за всё время мы видели лишь нескольких человек с питомцами, но тем веселее было общаться и им, питомцам, и нам, делясь хитростями обустройства быта в пути.
Кафешек на пути практически нет, поэтому перекус надо брать с собой, и только на ближе к Москве иногда стали появляться маленькие "забегаловки" на автозаправках.
Чуть реже расположены заправки, которые представляют собой некие контейнеры:
Заправки эти работают под брендом Лукойл и других на трассе как бы нет. Почему как бы, потому что заправки других брендов, например, Шелл есть, но спрятаны они внизу трассы, и к ним нужно съезжать. Но на высокой скорости их просто не успеваешь заметить заранее. Похоже, что другие фирмы просто не пускают на трассу.
Туалеты чистые, правда очереди в них достаточно большие, так как всего две кабинки, и когда подъезжает туристический автобус, тут уж люди не выдерживают и разбегаются кто куда. Но особо то и не разбежишься - вся трасса огорожена забором, поэтому в ход идут и кустики и помойные бачки и любое строение, или придорожная канава. :)
Вода в туалетах спускается автоматически и из крана течет как только подносишь руки, это очень удобно!
Но стоило доехать до Бологое, как наступила разруха. Неубранные туалеты, унитазы с педалью как в поезде, отсутствие воды в кранах, мусор, запах, двери на таких сильных пружинах, что чтобы открыть их сначала надо ходить в качалку. На стоянках сожженные машины... В общем какой то постапокалиптический пейзаж.
Но проехав Тверскую область всё наладилось и стало почти как раньше. Но удивительно то, что чем дальше от Питера, тем качество инфраструктуры трассы падает и довольно таки значительно.
Наконец въехали в Москву, на кольцевую. Собака уже поняла, что на предстоящие несколько дней ее дом - машина и побегав по ней, как белка в колесе, угнездилась прямо в коробку с едой. Так и ехала на самом ценном, что есть. :)
Москва ожидаемо встретила пробками, и через часик мы вырулили на трассу М-4 Дон. В принципе, в Москве водят почти также как и в Питере, немного лишь порезче, больше торопятся и спешат, причем не выигрывая в скорости ничуть, а лишь создавая своим юлением аварийные ситуации. И еще бросилось в глаза, что машины или дорогие, или старые, как-то нет средних. :)
К моему разочарованию, М-4 по сравнению с М-11 никудышная, а мы то уже раскатали губу, что будут и три полосы, и остановки и фонари на трассе. Но забегая вперед скажу, что дальше было еще хуже.
Долетев (если можно так сказать) уже по темноте до Тульской области, и не купив Тульских пряников и пастилы, мы остановились в "Тройке", мотель расположен рядом с трассой, что удобно, с собакой тоже можно, заполнив анкету, заплатив за ночь 2800, мы наконец-то плюхнулись на кровать:
Что рано утром забронировать следующий мотель и пуститься в дорогу.