Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Люди и куклы играют вместе

Вот описание кукол из спектакля, показанного в 1938 году самодеятельным коллективом Московского клуба строителей. В этой постановке участвовали куклы в рост человека, изображавшие белогвардейских главарей, побитых Красной Армией во время гражданской войны.

Декорации кукольных спектаклей в переславском Музее Петрушки, фото автора
Декорации кукольных спектаклей в переславском Музее Петрушки, фото автора

Основой для каждой куклы служил длинный шест с перекладиной наверху. Мешок, набитый соломой или стружками и надетый на шест, давал кукле объем. Сверху на шест прикреплялась голова, на мешок надевался костюм. Кукол показывали из-за ширмы. В некоторых случаях исполнитель держал шест в руках, иногда он вставлял его в карман, приделанный к поясу. Этот прием освобождал руки кукловода для управления руками и мимикой куклы. Были случаи, когда с куклой работали два человека: один держал шест, другой управлял руками куклы. С иными куклами работали даже три человека. Почти у всех кукол были мимирующие лица: вращались глаза, открывались рты, поднимались кверху усы и т.д.

Оригинальных фотографий, увы, не сохранилось. Это испанский кукольный театр «Либелула», современное фото из открытых источников
Оригинальных фотографий, увы, не сохранилось. Это испанский кукольный театр «Либелула», современное фото из открытых источников

У некоторых кукол руки были заменены руками живого актера, одетыми в перчатки. В таком случае верхняя часть руки куклы от плеча до локтя была сделана из мешочка, набитого стружками. Ниже локтя висел пустой рукав. В костюме куклы на месте каждого локтя проделывалось отверстие. Его закрывали чехлом в цвет костюма, пришитым в этом месте и спускающимся ниже края ширмы. Актер из-за ширмы просовывал свою руку через чехол в нижнюю часть рукава куклы, так что кисть его руки показывалась из-за обшлага. Ту часть чехла, которая виднелась между локтем куклы и краем ширмы, зритель обычно не замечал.

Или это могло быть вот так. Омский театр "Арлекин", современное фото из открытых источников
Или это могло быть вот так. Омский театр "Арлекин", современное фото из открытых источников

«Юденич» ехал верхом на лошади. У лошади была только голова. Она высовывалась из-за ширмы на такой высоте и на таком расстоянии от «Юденича», что можно было предположить, будто остальное туловище лошади находится где-то ниже уровня ширмы. Куклу, изображающую Юденича, вел один актер, лошадиную голову, укрепленную на палке, — другой.

Еще о музее Петрушки: "Музей Петрушки в Русском Парке", "Балаган: театр и торговый ларек", "Вертеп: богослужение и богохульство", "Петрушка, Рататуй и Полишинель", "Когда с представлений Петрушки уводили детей", "Шехерезада Степановна и другие тростевые куклы", "Люди и куклы играют вместе"

Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима