1)В игре дети многое успевают: что-нибудь исследовать, самостоятельно найти себе занятие и поскучать, вляпаться в неприятности и из них выпутаться, повитать в облаках и найти новые увлечения, а также почитать те книги, которые хочется, а не те, которые задали.
2)Дети, которые много играют, психологически более стабильны и реже страдают психическими заболеваниями. Доля детей, страдающих тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е, которые психологи называют «золотым веком детских игр». За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет — учетверился.
3) В игре дети учатся всему, что понадобится им во взрослой жизни. Причем в каждой культуре – именно тому, что нужно. К примеру, в некоторых первобытных обществах охотников и собирателей практически все время дети проводят за игрой. Они играют в выслеживание и охоту, в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин и долбленных каноэ.
4)Игра в свободном коллективе обеспечивает детям возрастное разнообразие. Как выяснили психологи, игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.
5) Игра помогает развивать творческое мышление и нестандартный подход к решению проблем. В так называемых «Тестах творческого мышления Торренса», дети, которые много играют в свободном режиме, показывают на 85 % лучший результат!
6) Игра – лучший способ обретения социальных навыков. Игроки всегда могут выйти из игры, если им не нравится играть. Поэтому каждый, кто хочет продолжить игру, старается удовлетворить не только свои, но и чужие потребности и желания, учится договариваться, искать компромиссы и быть настойчивым, но не слишком авторитарным – то есть приобретает те качества, которые понадобятся ему во взрослой жизни.
7) В игре дети учатся эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры ставят себя в умеренно опасные ситуации: подпрыгивают, усложняя себе приземление, бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку. Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать.
8) Игра учит контролировать негативные эмоции. Злость или раздражение в игре может вызвать случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная слабость и неумелость. Но дети, которые хотят продолжить игру, учатся контролировать злость, не выпускать ее наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов.
9) Игра помогает детям брать на себя ответственность. Дети сами договариваются о ролях в игре, сами принимают решение и сами, без вмешательства взрослых, справляются с последствиями этих решений. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то обличенный властью должен говорить им, что делать.
10)Игра помогает расширять «пределы возможного», моделировать новые ситуации и проигрывать их в безопасном окружении.