Телесные и духовные болезни — это самое драгоценное, чтó может быть у испорченного нравом человека — они или искупают его старые грехи или не дают совершать новые, и Природа даровала их в изобилии. Люди же постоянно ищут или телесного или духовного здоровья, дающего им возможность совершать как мелкие гадости, так и самые злостные преступления. Поэтому, врач, исцеляющий людей без ведома Бога, не вникающий в истинную судьбу человека, есть преступник, выпускающий из тюрьмы на свободу своих дружков.
*
Одно дело — спасать от невыносимой боли, при которой невозможно что-либо соображать, а другое дело — спасать от болезни, нравственных причин которой человек не хочет искать и устранять.
*
Многие люди хотят избавиться от болезни не потому, что мучаются от болей, а потому, что болезнь мешает им нарушать Волю Бога, то есть мешает им губить себя.
*
Если у человека есть смысл жизни, то есть если жизнь его кому-то нужна, и он чувствует или знает это, то его и поддерживает это чувство или это знание. А если смысла жизни нет, то есть если жизнь его никому на Земле не нужна, и он не сомневается в этом, то он и ищет спасения в чём угодно: в еде, в вине, в блуде, в играх, в наркотиках, в суете, в болтовне, в кривляниях, в издевательствах над людьми и животными и во всевозможных преступлениях против своей и чужой жизни. Отсюда и проистекают его телесные и духовные болезни. То есть болезни почти всегда и проистекают именно от отсутствия смысла жизни, от отсутствия нашей действительной нужности кому-то. Поэтому их причину в первую очередь нужно искать именно здесь.
*
Какую тонкую изобретательность, талантливость, находчивость и ум обнаруживают люди в заботах о себе, и какую бездарность, тупость и беспомощность — в заботах о других. Все глупы, все больны, все слабы в свою пользу. Все умны, все здоровы, все талантливы во вред другим.
*
Лучше унаследовать от своих родителей телесные и духовные болезни и горящее, любящее, бескорыстное сердце, чем получить от них отменное во всех отношениях здоровье и холодный, себялюбивый и мелко корыстный ум.
*
Лечи тело и дух твой только от тех болезней, которые не дают тебе возможности служить беспомощным и беззащитным людям. Но никогда не лечись от тех болезней, которые мешают тебе служить здоровым и сильным наглецам.
*
Врачу, который никогда не болел телесно и не страдал душевно, лучше работать механиком и чинить машины, а не лечить людей, ибо людям нужно не столько, чтобы их лечили, (ибо болезни, порождаемые цивилизацией и государством, неизлечимы), — сколько чтобы им сострадали и выражали сочувствие. А сострадать и выражать сочувствие может только тот, кто страдает и чувствует боль сам. У врача обязательно должно что-то болеть. Если у врача ничего не болит, он не может понимать больного, а значит и сочувствовать ему. А не поняв и не посочувствовав, он на самом деле и не вылечит его.
*
Все люди на Земле больны. И тем не менее среди них есть здоровые и больные. Здоровые — это те, которые владеют своими болезнями. Больные — это те, которыми владеют их болезни.
*
При заводной, машинной, оголтелой жизни люди начинают делиться на больных и здоровых. Больные — это те, кто “здоров”; а здоровые — это те, кто “болен”. Больные больны потому, что добровольно стали частью больной жизни; здоровые здоровы потому, что не хотят становиться её частью и от внутреннего сопротивления их организм ломается, симулирует, истерирует болезни. Их болезнь — не болезнь, а протест против больной жизни. Стоит им вернуться в здоровую жизнь, как они тут же перестанут испытывать боли и недомогания. Дайте им ещё и любить и чувствовать любовь, и они забудут, чтó такое болезни.
*
Не любимое дело, а именно любовные, доброжелательные, дружеские отношения делают человека здоровым. Сколько любящих своё дело людей больны, потому что не встречают поддержки своим новациям, творческому отношению и преданности делу. Сколько гениев разлагается от одиночества, никомуненужности и безвестности. Как рыба может быть здорова только в воде, так человек может быть здоров только в атмосфере любви, честности, открытости, бескорыстия и благожелания.
*
Тот, кто не может основать своё здоровье на почве этого мира, пусть обоснует его на почве Вечного Мира; кто не может дождаться одобрения и признательности людей, пусть добивается одобрения и признательности Бога, тем более, что одобрение и поддержка людей ошибочны и недолговечны, а одобрение и поддержка Отца непогрешимы и вечны.
*
Человек может быть здоров в одном месте и болен в другом. Так и происходит, когда он попадает из одного климата в другой, из одной атмосферы — в другую. Так все, кто здоров в этом продажном, лживом, своекорыстном и подлом мире, являются полными калеками в Мире честности, искренности, любви и благожелания. Кто здоров в тюрьме, тот болен на свободе; а кто здоров на свободе, тот болен в тюрьме.
*
То, чтó считается здоровьем, может погубить человека. То, чтó считается болезнью, может спасти его. Отсюда и понимай, что здоровье и болезнь это совсем не то, чтó считается таковыми, а что-то такое, о чём почти никто не догадывается и не задумывается. Здоровье — это слиянность с Богом. Болезнь — это отделённость от Него.
*
Очень многие больны потому, что от тщеславия во что́ бы то ни стало хотят быть похожи на того, на кого они не способны и не должны быть похожи.
*
Болезнь многих в том, что их разум, будучи подчинённой частью души, как и сердце, посчитал себя господином обоих.
*
Свободно передавать Свою Волю Бог может только через то существо, которое считается в этом мире больным, ненормальным, свихнувшимся, или через тот предмет, который считается поломанным, негодным, пропащим. Задерживать Волю Бога можно только через то существо, которое считается здоровым, работает исправно и без задержек, является предметом новым и отлаженным.
*
Источник здоровья — в подчинённой Воле Бога свободе душевных, телесных и духовных движений. Источник болезней — в своевольном сдерживании душевных, телесных и духовных движений.
*
Здоровый человек — это человек, у которого огонь души подчинён любви к Богу и жалости к людям, а не плотским похотям или духовному тщеславию. — Больной человек — это человек, у которого огонь души полыхает, как раскалённый пожар, или полностью залит холодными помоями бесцельных познаний, то есть его чувства не находят объяснения в его разуме или его разум не согревается огнём необходимых чувств.
*
Здоровый человек чувствует, где ему нужно остановиться в познаниях внешнего и внутреннего мира, даже если имеется возможность углубить эти познания, и знающий, где ему нужно остановиться в выражении чувств, даже если есть возможность продолжать их излияние и выражение. Больной человек не чувствует, где находится мера познаний, и не понимает неуместности и несвоевременности чувственных излияний.
*
Здоровый человек — это выросший человек, это Бог, в Котором в дружественном единстве сердце и разум, слившись в одно целое и служа общему благу, не знают вражды и разногласий. Больной человек — это недоросль, душу которого постоянно рвёт на части сердце, ненавидящее разум, и разум, презирающий сердце.
*
Болезнь начинается там, где средство делается целью. Исцеление начинается там, где средства возвращаются на положенное им место — на место служения цели.
*
Здоровый человек способен, исполняя Волю Бога и заботясь о людях, воздерживаться при этом от естественно возникающих и отвлекающих его стремлений сердца, и преодолевать естественно возникающие и останавливающие его сомнения разума, так как в своё время он испытал погибель и того, и другого. Больной человек не может исполнять Волю Бога и как следует заботиться о людях из-за постоянно донимающих его увлечений или сомнений, то есть его постоянно или увлекает в сторону его страстное сердце или останавливает сомнениями его равнодушный ум. Происходит у него это потому, что он ни разу до конца не пошёл ни за сердцем, ни за разумом, то есть никогда до конца не сделал того, чтó ему хотелось, и никогда строго не воздержался от того, чтó считал для себя недопустимым, и потому не приобрёл истинной двигательной пружины поведения — убеждений, основываясь на которых, мог бы впоследствии действовать уверенно и твёрдо.
*
Многие люди бездумно лезут учиться духовному делу, то есть ищут Духовного Учителя и рвутся на Путь, не зная и даже не представляя, что прежде, чем духовно учиться, им нужно духовно лечиться, потому что любой, воспитанный в миру, человек духовно болен, и потому, чем больше и глубже он учится, не исцелившись духовно, тем серьёзней и опасней заболевает. Мудрец говорил: «Глупец на своё несчастье овладевает знанием». Потому что знание — страшное и опасное оружие, которое в руках глупого, а тем более больного человека обращается против него самого и его ближних. Во́т почему, всякий стремящийся к Богу человек, должен знать, что прежде, чем начать его обучать, Бог обяжет его к лечению, ибо ни в одно учебное заведение — хоть земное, хоть небесное — не принимают людей, чья болезнь не совместима с их специальностью. Осознавший это, должен просить у Бога и со своей стороны искать человека из Ангельского рода, который будет для него сначала Врачом, а затем — Учителем.
*
Здоровый человек никогда не презирает и не унижает больных людей, а жалеет и сочувствует их горю. Больной человек постоянно презирает и унижает больных, показывая этим, что болен сам.
*
О духовной болезни и нравственной слабости человека мы говорим не для того, чтобы унижать его, а для того, чтобы открыть ему его истинное духовное состояние и нравственное положение, которое он обязан досконально и подробно знать и о котором обязан сообщать другим людям так же, как о своём здоровье и о своей силе обязан знать и оповещать других духовно здоровый и нравственно крепкий человек. Ибо слабым и больным необходимо знать, на кого они могут опереться, а сильным и здоровым — на кого они полагаться не должны.
*
Открытая болезнь — это одна болезнь. Скрываемая болезнь — это две болезни.
*
И полностью распущенные, и полностью подавленные чувства, и безмерно развитый, и вообще неразвитый ум не дают человеку служить Любви, Правде, Вечному Благу, Единству и Уравновешенности Природы и Мироздания.
*
Человек, не пошедший до конца за своим сердцем — за своей верой, надеждой, мечтой, желаниями, то есть не сделавший до конца того, чтó ему хотелось сделать, никогда не может разочароваться в своём хотении, и потому никогда не может узнать той беды и того мучения, благодаря которым в нём должны были бы сложиться убеждения относительно этого хотения. Человек, не пошедший до конца за своим разумом, то есть не воздержавшийся до конца от того, от чего он считал должным воздерживаться, никак не может испытать мучений и бед от этого воздержания, благодаря которым в нём сложилось бы непоколебимое убеждение относительно этого воздержания. Постоянные увлечения и постоянные сомнения никогда не дают достичь цели, то есть соединиться с Богом, Срединой, Любовью, Правдой, ибо тот, кто по-настоящему не был в обеих крайностях, не может обрести середину.
*
Домá сумасшедших наполнены, в основном, кем ? — Себялюбцами, никого не видящими, кроме себя, или друголюбцами, никого не видящими, кроме других. Почему они сходят с ума ? Потому что истинный ум заботится и о себе и о других в равной степени, а если и больше о других, то только о тех, кто слаб, беспомощен, болен, беззащитен, кто в данную минуту страдает и нуждается больше. А тот, кто начинает заботиться о себе больше, чем о других, или о других больше, чем о себе, а о больных, беспомощных, слабых, страдающих вообще не думает, тот постепенно сползает с истинного ума, не может на нём удержаться, потому что истинный ум отторгает от себя всё, что не согласно с ним. Человек, изведавший погибель крайностей, убеждённо хранит равновесие в заботах о своей душе и о душах других людей и потому не может сойти с истинного ума и потерять то, исходя из чего действует.
*
Как тело человека можно лечить только в том мире, в котором он видит своё тело, так и дух человека можно лечить только в том мире, в котором ему виден его дух. Если человек не видит своего духовного состояния и положения, он просто не понимает, чтó с ним намеревается делать врач, и потому боится врача, подозревает его, ненавидит его и убегает от него. Видеть же своё духовное положение духовно больной человек никак не может, если он при этом не видит духовного положения духовно здоровых людей и не имеет возможности сравнивать своё положение с их положением. Здоровый человек всегда является зеркалом для больного, благодаря которому тот видит все свои изъяны и пороки.
*
Тяжело с больным человеком. Но трижды тяжело с трусливым и бесчестным больным человеком.
*
Как человек зрячий, но глухой не может услышать всего, чтó ему говорят, потому что для полноценного восприятия звука нужны два уха, так и тот, кто глух сердцем, не может воспринять всю истину о жизни, потому что для полноценного восприятия истины необходимы два духовных органа: сердце и разум. Поэтому, тот, кто, подавив сердце и презирая чувства, как нечто низшее по сравнению с разумом, выносит какие-либо положительные или отрицательные суждения о жизни, подобен глухцу, порицающему или восхваляющему музыкальные творения.
*
Древние Врачи боролись с источником страстности человека — с его сердцем, и подчиняли его Воле Бога. Нам выпала участь бороться с холодностью человека, с его умом, (а на самом деле с иллюзией ума), умертвившем его сердце, с его цинизмом, надменностью, высокомерием, потому что цивилизация с её всеобщим обогащением и возведением всех в ранг господ, сделала почти из каждого человека надменного философика, который судит о жизни высокомерно не потому, что имеет на то основание, а потому, что так принято судить о жизни в том обществе, в котором он вырос. Приказано казаться умным, запрещено являть невежество.
*
От сердца есть ход к разуму; от разума нет возврата к сердцу. Спасти страстного сердечного человека можно; спасти холодного, омертвелого умника нет возможности.