В 30-х гг. XII в. в Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославович, внук Всеволода Большое Гнездо и сын Ярослава Всеволодовича.
Новгород избежал татарского нашествия и богатые новгородские земли стали лакомым куском для западных соседей Руси. На берегах Финского залива стали появляться шведы и норвежцы.
Шведы давно готовились напасть на новгородские земли и время, когда Русь страдала от нашествия Батыя, показалось им наиболее благоприятным моментом.
Когда княжеская разведка предупредила о приближении угрозы, Александр укрепил границу Новгородской земли, велел построить крепостицы и выставив сторожевые отряды по берегам Финского залива и реки Невы.
Летом 1240 г. шведский король Эрик Картавый приказал своему полководцу Биргеру с большим флотом идти на Русь.
Биргер уже прошёл по Неве до впадения в неё Ижоры и оттуда послал вызов Александру: «Если можешь противиться мне, королю, то я уже здесь и пленю землю твою».
Александр, которому было тогда всего 20 лет, сейчас же выступил навстречу шведам, пополнив свою дружину местным ополчением. От сторожевых отрядов он получил информацию о передвижениях неприятеля.
И 15 июля 1240 г. стремительно и неожиданно атаковал стан шведов.
Положение было очень выгодным для Александра, половина шведов ещё не успела сойти на берег и оставались в ладьях. О храбрости новгородцев, проявленной в этом сражении, написано в древней новгородской летописи. По-другому и не могло быть, новгородская дружина воевала за свой дом, свою землю, жён, детей, стариков.
Не выдержав натиска русских, шведы бежали и увели свой флот. Отражение Александром было организованно на столько успешно, что потери русских в сражении оказались невелики. После этой битвы Александра стали называть Невским.