Найти в Дзене
Анастасия Стерлигова

Как жили советские люди в 50-е годы: перенаселенные бараки, грязь, тяжелый труд и вера в светлое будущее.

Продолжу рассказ о своих родных, об их жизни в 50-е годы. В заголовке статьи не случайно обобщение - так жили многие советские люди в послевоенные годы, не только мои бабушка и дед.

Бабушка Маша и дед Коля 1952 год. Фото из семейного архива автора.
Бабушка Маша и дед Коля 1952 год. Фото из семейного архива автора.

В прошлых статьях я рассказывала об их знакомстве

И о свадьбе.

У меня сохранилось свидетельство о браке. Заглянув в него, я узнала точную дату свадьбы: 3 марта 1952 года.

Бабушка пришла жить к деду в комнату в бараке. Ох уж эти бараки, сколько сотен тысяч людей повидали они!

Каким образом семья моего деда оказалась в Москве, я не знаю. Родом они были из Рязанской области.

Барак. Фото Яндекс картинки.
Барак. Фото Яндекс картинки.

Барак, в котором поселилась семья деда, был длинным одноэтажным строением с большим количеством крошечных комнат. Никаких удобств, разумеется, внутри барака не было. Только электричество.

Воду носили из уличной колонки, дощатый общий туалет также располагался на улице. Надеюсь, что их хотя бы было несколько на весь барак.

Топили дровами печки-буржуйки, готовили на примусах. Было общее помещение, что-то вроде кухни, где хозяйки готовили и стирали.

Комната, в которой поселилась молодая семья, по площади равнялась 11 квадратным метрам. Для двоих не так уж и мало. Но дело в том, что в этой комнате проживали, кроме деда и бабушки еще родители деда и его младшая сестра Клава. Через несколько лет Клава вышла замуж, муж ее тоже заселился в эту комнату. Таким образом в комнате помещалось шесть взрослых и ребенок.

Бабушка (слева) с сестрами деда Шурой (в центре) и Клавой (справа). Фото из семейного архива автора.
Бабушка (слева) с сестрами деда Шурой (в центре) и Клавой (справа). Фото из семейного архива автора.

Даже не представляю, где они там все размещались. Бабушка рассказывала, что в комнате были две кровати и диван. Но ведь и стол нужен, и шкаф тоже нужно куда-то поставить.

В теплое время года выручал сарайчик во дворе. Там можно было ночевать. Дед работал маляром и в этом сарае хранил свои рабочие принадлежности: ведра, кисти, краску.

Когда бабушка впервые пришла к деду в комнату, то очень удивилась неопрятности этого жилища. Ведь мать деда была еще довольно молодая женщина (около 45 лет). Но она не очень-то любила работать, да и домашним хозяйством занималась спустя рукава.

Бабушка до свадьбы жила в общежитии, там все было строго - за порядком следили, график дежурств соблюдали, посуду за собой убирали.

А сестра деда, школьница, любила погулять, покрасоваться. Дома ничем не помогала. Набалованная была родителями, много они позволяли ей. До хорошего этого не довело...Но это другая история. (напишу когда-нибудь, правда, Дзен может не пропустить).

И пришлось моей бабушке впрягаться по полной программе в домашнее хозяйство. И убираться, и готовить на всю семью. И работу никто не отменял.

С питанием в семье деда тоже все обстояло неважно. Его мать либо не умела, либо не хотела готовить. Самый распространенный блюдом в семье была мурцовка. Что это за блюдо? Люди старшего поколения наверняка знают. Готовится легче легкого, но не каждый станет такое есть.

Итак, ломается хлеб. В те годы, скорее всего, был ржаной. Потом заливается водой. Посыпается сахаром. И все.

И вот на этой мурцовке семья и жила, пока не пришла бабушка и не начала нормально готовить. Был еще один момент, который бабушку изумил.

Почему-то в семье не варили супы. Вообще. Если варили иногда мясо, то его съедали, а бульон просто-напросто выливали!

Бабушка, конечно, бросилась варить супы. То борщ, то щи, то рассольник. И всем понравилось - уплетали за милую душу кастрюлю за раз.

Бабушка (слева) в автобусном парке.
Бабушка (слева) в автобусном парке.

В 50-е годы в СССР люди трудились шесть дней в неделю. Выходной был только один - воскресенье. Некоторые праздники, например 8 марта, не считались выходными, а только сокращенными рабочими днями, можно было уйти на час или два раньше.

Бабушка трудилась кондуктором в автобусном парке. Это не очень легкая работа. Во-первых, почти всю смену на ногах. А во-вторых, в Москве было много карманников, банды шныряли по городу, промышляли и в транспорте. Предполагалось, что кондуктор обязан следить за порядком в автобусе. И в случае появления карманников и хулиганов будет давать им отпор. Но бабушку, зная ее обостренное чувство справедливости, предупредили добрые люди, чтобы она на рожон не лезла. А то можно и перо в бок получить, погибнуть ни за что, ни про что.

Перед выходом на маршрут. Фото из архива Владимира Пожидаева https://habarnew.livejournal.com/125090.html На фото кондуктор Павлющенко Анна .
Перед выходом на маршрут. Фото из архива Владимира Пожидаева https://habarnew.livejournal.com/125090.html На фото кондуктор Павлющенко Анна .

Как-то был такой случай: бабушка на работе, вдруг чувствует кто-то ее сумку кондуктора задел слегка. Увидела какого-то парня рядом и не выдержала возмутилась, мол, совсем стыд потеряли уже кондукторов грабят. Видно, было какое-то негласное правило у этих фартовых людей, кондукторов не обворовывать, эдакий кодекс чести.

Парень ухмыльнулся и убежал. Бабушка стала смотреть сумку, а там...деньги бумажные, скрученные в трубочку. Этот вор не ограбить ее хотел, а поделиться, видно, хорошо в тот день "заработал".

Деньги эти бабушка сдала потом под расписку в парке. Ну не брать же ворованные!

Свекровь бабушкина работала на весьма грязной работе - в свинарнике. Жили на окраине города (а сейчас до центра 20 минут). Район еще только строился, здесь были и коровники, и свинарники.

Очень хотела найти фото нашего района тех лет, но увы. Даже фото того барака не нашла, лишь похожего.

Комната барака (для примера). Фото с сайта Коммерсантъ / РГАКФД/Росинформ
Комната барака (для примера). Фото с сайта Коммерсантъ / РГАКФД/Росинформ

Но несмотря на разные сложности жизни, люди после войны были настроены в целом оптимистично. Верили в светлое будущее.

Несмотря на бедность, отсутствие нормального жилья, тяжелый труд чувствовали уверенность в завтрашнем дне. Хотя в те годы даже пенсию по старости не всем платили. Старики жили на полном иждивении молодых. И молодые принимали это как должное.

Продолжение следует...