Статья написана не только для коллег-дизайнеров, иллюстраторов и иных личностей творческой профессиональной деятельности, но и для КАЖДОГО, кто пользуется материалами из интернета...
Тема страшная, денежная, сложная. Но, постараюсь максимально внятно пояснить что такое авторское право и в чем риски?
Авторское право или интеллектуальная собственность - это произведения человеческого разума:
- кино,
- музыка,
- картины,
- прозы и стихотворения,
- сайты,
- логотипы и т.д.
Я не могу привести ни одного примера, где интеллектуальная собственность не была бы связана с творчеством. Ведь все перечисленное выше - продукты дизайн и критического мышления.
Общество потребителей = общество 21 века = наше общество, говорит - «Все, что в интернете находится в свободном доступе - мое!»
Но это не так.
Смоделируем ситуацию.
Предположим, Вы работаете графическим дизайнером, занимаетесь разработкой различной полиграфии, логотипов, созданием фирменного стиля и т.д.
Однажды, к Вам обращается руководитель компании N, который желает заказать у Вас фирменный стиль и товарный знак (логотип).
Вы, воодушевленный предстоящей работой, а еще больше - приличным гонораром, без отлагательств приступаете к делу.
День, два, неделя. Заказ готов!
Все прекрасно! Заказчик счастлив и доволен результатом. Вы так же счастливы и довольны объемом бумажных купюр. И на этой чудесной ноте все уходят в закат.
Проходит лет так 5-10 и Вам звонит руководитель той самой компании N:
- Виктор, здравствуйте. Помните Вы мне фирменный стиль разрабатывали и логотип компании?⠀
- Да, добрый день. Конечно помню! Как успехи Вашего бизнеса? Что-то еще необходимо сделать?⠀
- Вы знаете, плохо. На меня тут в суд подали за нарушение авторских прав и единственное, что Вы можете сделать для меня - это обьяснить почему?
Витя в ауте, сердцебиение ослабилось, реанимация в пути. Все потому, что Витя знает, что лицензия на изображения и шрифты, которые он использовал - отсутствует...
ЗАНАВЕС
А ведь все могло бы быть иначе...
Так что же делать всем нам, чтобы не попасть впросак?
- прежде чем использовать изображение, которое ДА, находится в свободном доступе - в интернете, но прав на которое ВЫ ВСЕ РАВНО НЕ ИМЕЕТЕ - найдите его собственника. Как правило, под изображением имеется ссылка на источник или контакты лица.
- если вы используете шрифты, иконки, стоковые изображения - покупайте лицензию, оплачивайте тариф и оформляйте подписку. Не стоит пренебрегать такими простыми действиями. Лучше заплатить сейчас 1000 рублей, чем потом 100 000 штрафа как минимум.
- если лицензии у вас нет и покупать вы ее не желаете, так как у вас нет необходимости в постоянном использовании материалов сервиса и нужны они лишь для разового выполнения заказа - предупреждайте заказчиков! Скажите, что так и так, лицензии у вас нет. Если он желает, вы можете все равно скачать материалы и использовать в заказе, но есть риски.
ПРЕДУПРЕЖДЕН - ВООРУЖЕН!
Мы все привыкли пользоваться шрифтами, изображениями, иконками, фотографиями, аудио, видео и т.д. совершенно бесплатно...
Но раз на раз не приходится, и настанет день, когда придётся платить.
Благодарю за уделенное время на прочтение статьи.
С уважением, Кристина!