Найти тему

Почему герои старых голливудских фильмов не целуются? Рассказываю как католическая церковь влияла на кинематограф США в XX веке

Унесенные ветром, Касабланка, Волшебник Страны Оз, Гражданин Кейн. Это одни из самых значимых фильмов в истории американского кинематографа. Всех их объединяет одна общая черта: они подвергались цензуре Католической Церкви. По этой причине многие фильмы 30-60-х годов не попадали в американский кинопрокат, если их визуальное и смысловое наполнение не соответствовало религиозным требованиям.

В конце 20-х Голливуд в основном производил фильмы о пиратах, авантюристах и чудовищах. Но не все были этим довольны, особенно католики, некоторые из которых были встревожены падением морали в кинофильмах. Так, два набожных католика, издатель Мартин Квигли и священник-иезуит Дэниел А. Лорд, решили повлиять на ситуацию. В 1929 году они написали Кодекс кинопроизводства, свод предлагаемых моральных принципов для кино. В русском языке эти правила получили названия Кодекса Хейса, в честь главы Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов в 1922-1945 годах.

Уильям Харрисон Хейс
Уильям Харрисон Хейс

Он запрещал изображать наготу, высмеивать духовенства, одновременно требуя продвижения римско-католических ценностей, где добро торжествует над злом, а безнравственное поведение наказывается. Запрещалось показывать романтические отношения между различными расами, а также упоминать "белого рабства", то есть любую неволю европеоидного населения (часто речь шла о проституции).

Большая пятерка студий Голливуда
Большая пятерка студий Голливуда

Когда большая пятерка студий: Warner Brothers, Paramount, MGM, Fox и RKO, получила руководящие принципы, они согласились с ними. С чего бы Голливуду добровольно соглашаться на такую цензуру? Дело в том, что в то время правила Первой поправки к Конституции США не распространялись на кинематограф. Это означало, что любой штат или муниципалитет, а следовательно, и федеральное правительство могли подвергать цензуре кинофильмы. В Голливуде были реальные опасения того, что правительство нового курса Рузвельта собирается создать Федеральное агентство для цензуры американских фильмов. По этой причине, студии решили принять правила добровольно, надеясь, что это предотвратит дальнейшее вмешательство правительства.

-3

Но затем, в 1930 году, разразилась Великая депрессия. После экономического спада посещаемость кинотеатров упала, и студии изо всех сил старались продать больше билетов. А что может увеличивать кассовые сборы? Правильно! Секс и насилие. По этой причине в течение четырех лет, с 1930 по 1934 год, голливудские студийные фильмы были просто безумными.

Американские фильмы начала 30-х годов
Американские фильмы начала 30-х годов

Особенно сильно это расстраивало Римскую католическую церковь, и в конце 1933-начале 1934 года она начинает организовывать, так называемый, Национальный Легион благопристойности. Теперь каждому фильму присваивался определенный рейтинг.

A - полностью соответствует моральным нормам,

B - соответствует моральным нормам, но содержит предосудительные элементы,

C - существенно нарушает моральные устои.

У Легиона была определенная клятва. 20 миллионов католиков были готовы встать, поднять руку и поклясться своей бессмертной душой, что они не будут посещать кинофильмы, которые церковь считала недостойными и нечестивыми.

Чтобы избежать разрушительного бойкота, Голливуд создал Управление производственного кодекса (PCA) для обеспечения соблюдения принципов Кодекса Хейса и назначил набожного католика Джозефа Брина ее главой.

Джозеф Брин
Джозеф Брин

В офис Брина посылались сценарии из студий, он изучал их, чтобы убедиться, что они не содержат чего-либо, что противоречило бы общественной морали, отразившейся в Кодексе Хейса.

Например, вот пара их заметок о фильме Джимми Стюарта "Эта замечательная жизнь":

Страница 21:

Если Гауэр прибегает к алкоголю из-за своей тревожной эмоциональной проблемы, мы должны отметить, что его ни в коем случае нельзя показывать чрезмерно пьяным здесь или в других сценах. Это очень важно.

Страница 37:

Действие Гарри, хлопающего Энни по заду, недопустимо.

Страница 38:

Ссылка на импотенцию неприемлема.

PCA анализировало каждый аспект фильма, каждый образ, каждую линию диалога, рекламу, костюмы, и это делало Брина одним из самых влиятельных в истории Голливуда.

Если вы посмотрите на титры каждого голливудского фильма с 1934 по 1954 год, вы сможете увидеть логотип PCA. Без него у фильма не было ни единого шанса попасть в кинопрокат.

Красным выделена отметка PCA
Красным выделена отметка PCA

PCA указывал крупным студиям, какие фильмы они могли бы выпустить. А поскольку студии владели большинством кинотеатрами в стране, большинство зрителей имели доступ только к фильмам, соответствующим Кодексу Хейса.

Это можно было бы назвать монополией. И некоторые так и сделали. Девять человек, если быть точным - судьи Верховного суда США.

В 1948 году состоялось антимонопольное судебное дело US v. Paramount Pictures, в котором Верховный суд признал этот вид монополии незаконным и понудил студии продать свои кинотеатры.

Поскольку теперь студии не могли контролировать то, что показывалось в кинотеатрах, это открыло возможности для независимых и европейских фильмов, ни один из которых не должен был соблюдать Кодекс Хейса.

Тем не менее, PCA просуществовал до 1967 года, пока его не вытеснила Американская ассоциация кинокомпаний. С того времени американское кино перешло на рейтинговую систему. Новая система предназначалась для отстранения несовершеннолетних зрителей от просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, обсценную лексику, наркотики, половые акты и пр.

Трудно оценивать влияние PCA на американский кинематограф. С одной стороны, сегодня цензура искусства кажется абсолютно неприемлемой, сужающей его границы. С другой, фильмы чистились от огромного объема мусора, идеализирующего криминальный мир, выставляющего на показ эротические сцены.

А как вы относитесь к подобного рода цензуре?