Последний раз в кино я ходил в январе, на "Плохих парней навсегда" (подробнее здесь). И вот – спустя 8 месяцев – второй раз. Перед началом фильма трейлерами напомнили о том, о чем вспоминать не хотелось – о существовании Козловского и Петрова, представителей двух враждующих актерских школ имени себя: у первого академия Недоигрывания, у второго –Переигрывания. После пятиминутного лицезрения дарований обоих любой фильм зашел бы на ура. А тут еще и новый фильм Гения, возможно, главное кинособытие года.
Сюжет описывать не буду, дело вовсе не в спойлерах, а по причине бессмысленности такого подхода. Даже если бы задачей себе я поставил скрупулёзное описание увиденного, это для не смотревшего ничего бы не испортило. И тут мы касаемся первого достоинства "Довода" - его максимальную дискомфортность для восприятия. Это самый труднодоступный и замороченный фильм в карьере британца. Плюс это или минус для вас – решайте сами. На мой взгляд плюс, так как в широчайшем потоке одноразового кино Нолан снял фильм, который надо посмотреть минимум трижды. И из головы он точно не выветрится, даже если любовью не проникнетесь.
Ряд критиков уже посмеялся над режиссером и его «потугами» казаться все умнее и умнее. Но этих не поймешь: одних за умничание они на руках носят, других заранее презирают. А учитывая, что у этих же людей в фаворе обязательно найдутся "Лунный свет", "Левиафан" или "Зови меня своим именем", то про такие рецензии можно забыть.
Безусловно у Нолана форма превалирует над содержанием. Да, техническая сторона сильно перекрывает эмоциональную. Но лично мне не понятно, почему не может быть вот так? Есть же артхаусные режиссеры, у которых в фильмах почти ничего не происходит и ничего не говорят, а смыслы пауз и умолчаний додумывают уже сами критики, да еще призы вручают и в различные топы best of the best включают (например, вот этот). Это ж тоже доминирование формы над содержанием. Обычно у таких фильмов даже сценария нет, а актёрская игра строится на импровизации. И ничего. По-моему, и Нолан имеет точно такое же право на увлечение визуальной и технической стороной дела.
В конце концов надо помнить, что кино изначально было иллюзионом, а Нолан некогда снял "Престиж". Так вот его новый фильм – это чистой воды фокус фанатика своего дела, вроде того, что когда-то сыграл Кристиан Бейл. А дальше выбор стоит за вами: включать сноба и кричать, что это просто трюк, чтоб привлечь чье-то внимание, или же наслаждаться ловкостью рук. Уж чего-чего, а этого в "Доводе" навалом. Ничего сложнее режиссер еще не снимал.
Опять же он прекрасно понимает, зачем люди идут в кино. Так же, как понимает и обратное – почему они туда не идут. Сохранив в себе мальчишку, который в детстве в кинотеатре сидел с раскрытым ртом, он всю свою карьеру пытается оставить в таком состоянии зрителя. И ему это пока что каждый раз удается (даже если это такой спорный фильм, как "Дюнкерк"). В этом плане совершенно не удивительно, что именно он в этом необычном году выступил спасителем кинотеатров.
Так что же делает этот фильм идеальным, помимо оригинальности сюжета и увлекательного экшна? Нолан умудрился раздать всем сестрам по серьгам. Судите сами:
- для любителей масштабного и зрелищного кино тут драки, взрывы, перестрелки, погони и целая бойня в конце,
- для любителей "умного" кино – физика, концепции, запутанный сюжет и отсылки к другим фильмам,
- здесь главный герой чернокожий (Дензел Вашингтон может спать спокойно, природа не отдохнула на потомстве),
- у этого героя есть чувство юмора, что для фильмов Нолана большая редкость,
- здесь есть угнетаемая женщина, которой дают шанс свершить месть,
- есть русский злодей (абсолютно карикатурный персонаж с идиотскими фразами, но прекрасно сыгранный Кеннетом Браной),
- есть тема экологической катастрофы,
- на саундтреке отстойный реп с автотьюном (ровно одна песня, остальной саундтрек классный).
Только открытого гея нет, но возможно, что его играет Роберт Паттинсон.
Вы, наверное, думали о чем-то другом, когда увидели слово "идеальный". Но таковы реалии нашего времени и таковы его требования. А Нолан все-таки человек из той сферы, где надо очень тщательно соблюдать баланс, чтоб никого не обидеть. Хотя это невозможно, но он попытался. Плохо это тем, что чем дальше деградирует и дробится общество, тем сложнее будет усидеть на всех стульях сразу.
А в кино идите обязательно. Это именно тот случай, когда лучше один (а еще лучше не один) раз посмотреть, чем много раз прочитать.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы