Для меня эта статья первая поэтому прошу отнестись с пониманием. Все описанное накопилось за 10 лет поездок, но при этом я не претендую на истину в последней инстанции.
Часто знакомясь с людьми, узнав о том что я люблю путешествовать, они задают один и тот же вопрос - какая машина лучше всего подходит для путешествий?
Я не буду рассматривать поездки выходного дня или асфальтовые маршруты куда можно добраться на любой машине и переночевать в палатке с минимумом вещей. Поговорим о поездках или как их чаще называют экспедициях.
Итак экспедиция это путешествие со специально определенной целью, в нашем случае, это научно-культурной. И для этого нам потребуется экспедиционный автомобиль или экспедиционник. Для того что бы понять какой автомобиль нам нужен, нам необходимо поставить задачи которые он должен выполнять.
- Комфортное передвижение по дорогам общего пользования
- Преодоление бездорожья, бродов, перегоны по грунтовым дорогам и грейдеру
- Перевозить большое количество вещей как в багажнике, так и на крыше
- Комфортная ночёвка в автомобиле
- Иметь большой запас хода
- Ремонтопригодность
Лично для меня в путешествии главное комфорт, если его нет, значит я не получу удовольствия и буду считать поездку проваленной.
Если все это объединить то получается что нам нужен полноприводный, длиннобазный, однообъемный, рамный внедорожник оснащенный демультипликатором или проще говоря, раздаточной коробкой. Почему так? Ведь сейчас есть очень много неплохих кроссоверов - подумают многие. Давайте разберемся.
Самые красивые места чаще всего находятся в труднодоступных зонах и спорить о наличии полного привода наверно глупо.
В экспедицию нужно брать много вещей, а их необходимо куда то складывать, и при этом еще должно оставаться место для ночевки в машине. Именно поэтому нам нужен длиннобазный автомобиль. В короткобазных Suzuki Jimny, Escudo и трехдверных версиях Pajero, Prado просто не остается места для всего того количества вещей которые необходимо взять с собой, даже с установленным на крыше багажником и сложенных в два этажа, а ночевать в них не разгрузив полностью машину просто невозможно. Доставать что то с самого низа, то еще удовольствие.
Конечно, можно убрать задние сиденья и ночевать в палатке, но представьте себе ситуацию, вы отправляетесь на две недели в поездку попадаете под дождь. Ставить палатку под дождем, на мокрую землю, спать под дождем, а с утра все это под дождем собирать, без возможности просушить. Если рассматривать форматы зимних экспедиций, то дешевле купить автономный отопитель салона Webasto и спать в тепле, чем в крутой, но холодной палатке. Это все очень сильно портит впечатления о поездке.
Рама в машине необходима для того что бы нести на себе все те вещи что мы в нее складываем, нести по убитым дорогам и направлениям, в раму устанавливаются дополнительные баки, которые очень сильно расширяют возможности в путешествии. Когда в машине бак 200 литров и 5 канистр с топливом на крыше, можно забраться гораздо дальше, чем когда бак всего 60 литров и все те же 5 канистр с топливом. Конечно можно взять больше канистр, но куда их складывать? В салоне при протечке будет стоять такая атмосфера, что просто не вздохнуть, а Вам там еще и спать. На крышу, у нее так же есть предел грузоподъемности, а увеличивая центр тяжести можно положить машину на бок на трассе или на небольшом уклоне. Так же к раме крепится лебедка, силовые бампера, пороги и т.д.
Теперь нужно порассуждать о подвеске, это чуть ли не самое главное в машине. Почти всегда экспедиционник передвигается с перегрузом, по плохим дорогам и подвеска должна все это выдерживать. Обычный кроссовер просто начнет разваливаться на ходу от постоянных пробоев на грейдере, а ехать 500км со скоростью 20км/ч, кому это надо? Конечно можно поставить пружины потолще, более жесткие амортизаторы, но тогда начнет отрывать кронштейны от кузова, а то и сам кузов. Нынешние машины спроектированы по принципу - 5 лет откатал в городе и на свалку. А Вы хотите в нее загрузить пол тонны и с комфортом кататься.
Рамный внедорожник как раз позволяет установить не только более грузоподъемную подвеску, но еще и лифтованную которая даст не только большую энергоемкость, но и возможность установить колеса большего размера, без которых в экспедициях не обойтись.
Демультипликатор или раздаточная коробка распределяет крутящий момент от КПП на мосты автомобиля. Так же в раздаточной коробке есть понижающая передача которая позволяет забираться в крутые подъемы, топтать колею и ехать в глубокой грязи не сжигая сцепление и не перегревая АКПП. Без пониженной передачи серьезные экспедиции просто невозможны.
В основном для экспедиций выбирают TLC LandCruiser 80/100/105, Nissan Patrol/Safari Y60/61, MMC Pajero, LandRover Defender/Discovery, ГАЗ Соболь и Уазы.
Какая машина из этого списка лучше, сказать нельзя, у каждой есть свои плюсы и минусы, и пытаясь найти лучшую все просто сведется к холивару.
Пишите что Вас интересует и я попробую рассказать об этом.