Найти в Дзене

Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения дошкольников

В настоящее время в общеобразовательном пространстве отмечается довольно большое количество детей, требующих индивидуального подхода в воспитании и развитии. Речь в данном случае идет не только о детях с особенностями развития. Сложность и многозадачность современного образовательного пространства приводят к тому, что на сегодняшний день оказывать качественное сопровождение воспитательного и учебного процесса педагогу невозможно без постоянного систематического взаимодействия со специалистами, которые могут оказать ему профессиональную помощь в данном направлении. В первую очередь таким специалистом является педагог-психолог, который не только проведет качественную и полноценную диагностику, позволяющую выявить основные трудности в воспитании, обучении и социализации ребенка, но и составит индивидуальный маршрут развития, оптимальный в каждом отдельном случае. Процесс психолого-педагогического сопровождения дошкольников начинается с младшей группы. Это трудная и скрупулезная работа, по

В настоящее время в общеобразовательном пространстве отмечается довольно большое количество детей, требующих индивидуального подхода в воспитании и развитии. Речь в данном случае идет не только о детях с особенностями развития. Сложность и многозадачность современного образовательного пространства приводят к тому, что на сегодняшний день оказывать качественное сопровождение воспитательного и учебного процесса педагогу невозможно без постоянного систематического взаимодействия со специалистами, которые могут оказать ему профессиональную помощь в данном направлении. В первую очередь таким специалистом является педагог-психолог, который не только проведет качественную и полноценную диагностику, позволяющую выявить основные трудности в воспитании, обучении и социализации ребенка, но и составит индивидуальный маршрут развития, оптимальный в каждом отдельном случае.

Процесс психолого-педагогического сопровождения дошкольников начинается с младшей группы. Это трудная и скрупулезная работа, по своему характеру требующая систематичности и последовательности.

В своей работе с дошкольниками педагог-психолог учитывает мнения коллег-смежников: учителя-логопеда и педагога-дефектолога.

Работа педагога-психолога в образовательном учреждении начинается с комплексной диагностики детей, поступивших в образовательное учреждение. В процессе психологической диагностики каждого ребенка исследуется следующее:

1. Познавательная сфера личности ребенка – включает в себя изучение высших психических функций (ВПФ) или высших корковых функций (А.Р. Лурия), таких, как память, внимание, мышление, речь, восприятие. Целью исследования является выявление факторов, которые могут препятствовать процессу получения качественных знаний дошкольниками. Основными методиками, применяемыми для этих целей, являются: методика «Десять слов» (исследует уровень кратковременной (рабочей) и долговременной памяти); методика «Корректурная проба» (исследует уровень переключаемости и концентрации внимания»); методики «Исключение лишнего», «Классификация», «Назови одним словом», «Сапожки» (изучают мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения); методика «Рассказ» (изучает речевые особенности, словарный запас); методика «Образец и правило» (изучает умение следовать правилу, копировать с образца).

2. Эмоционально-волевая сфера личности – включает в себя исследование эмоций, мотивации, психологической готовности ребенка к школе. В ходе исследования изучается уровень социализации ребенка. Стимульным материалам к тестированию служат методики, предложенные А.И. Божович, И.К. Марковой, Н.И. Гуткиной. Изучению подлежат и такие аспекты, как уровень агрессивности ребенка, наличие у него тревожности, страхов (в целях диагностики применяются такие методики, как «РНЖ», «ДДЧ», «Рисунок семьи», «Люшер», тест Розенцвейга (детский вариант)).

3. Поведенческая сфера личности – включает изучение степени восприятия ребенком норм и правил поведения в обществе. В целях диагностики используются такие методы, как беседа и наблюдение.

Целью комплексной психолого-педагогической диагностики ребенка является выявление причин и факторов, которые могут препятствовать получению им качественного воспитания и образования, приводить к возникновению конфликтов в детском коллективе, а также способствовать развитию у ребенка асоциального поведения.

По итогам, полученным в ходе диагностики, составляется индивидуальная карта ребенка, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, где прописывается характер психолого-педагогического сопровождения. Психологическая диагностика также позволяет выявить детей «группы риска», детей с особенностями развития, а также одаренных детей с целью индивидуальной психологической работы.

В дальнейшем на протяжении всего воспитания и обучения детей в образовательном учреждении психологическая диагностика проводится с целью исследования динамики развития памяти, внимания, мышления, речи; исследуются личностные особенности детей, уровень их социальной адаптации, способы взаимодействия в детском коллективе. Также педагог-психолог проводит диагностику вновь прибывших детей (с той же целью). Все эти мероприятия необходимы для предупреждения возникновения отклоняющегося поведения.

По окончании диагностики дошкольников педагогом-психологом составляется план индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Целью этих занятий является следующее:

- в познавательной сфере личности ребенка – развитие и коррекция дефицитарных психических функций (памяти, внимания, мышления);

- в эмоционально-волевой сфере – развитие учебной мотивации и готовности к обучению, формирование внутренней позиции ребенка, формирование адекватной самооценки, развитие умения регулировать свои эмоции, обучение детей эффективным копинг-стратегиям;

- в поведенческой сфере – развитие социально приемлемых форм и способов поведения в коллективе.

Следующим важным аспектом в работе педагога-психолога является консультативная работа. Опыт показывает, что дети 5-7 лет с удовольствием приходят к психологу, чтобы поделиться важными событиями своей жизни (радостными или, наоборот, печальными). Следует отметить, что для этого педагог-психолог должен стать для ребенка настоящим другом, которому они могли бы доверять.

Отдельным пунктом следует отметить консультативную работу педагога-психолога с родителями дошкольников. Для того, чтобы психологическое сопровождение было эффективным, необходимо постоянное взаимодействие родителей детей и психолога. Помощь ребенку может быть полноценной только тогда, когда педагог-психолог обладает подробной информацией о его семейной ситуации, об особенностях раннего развития. В случае, если окажется, что ребенок находится в социально-опасном положении, с его семьей начинает работать и социальный педагог.

Следует подчеркнуть, что консультации психолога необходимы и педагогу, ведущему возрастную группу, и представителям администрации. Детская психология имеет свою специфику, в результате чего даже опытный педагог, пренебрегая помощью психолога, может неправильно оценить ситуацию и сделать неверные выводы.

Очень важным элементом психологического сопровождения является психологическое просвещение. Как правило, психолог занимается этой деятельностью на родительских собраниях, педагогических советах. Весьма эффективной формой работы в данной области является организация на базе учебного заведения круглых столов и обучающих семинаров. Темы круглых столов могут быть весьма обширны и затрагивать весь спектр детско-родительских отношений и детской психологии: возрастные особенности дошкольного возраста, агрессивность и тревожность у дошкольников, стили родительского воспитания и их влияние на поведение и самооценку ребенка и т.д. Темы обсуждений и докладов на семинарах и круглых столах должны быть актуальными, отвечать задачам образовательного пространства, быть интересными и востребованными родителями дошкольников, педагогами и администрацией образовательного учреждения.

Необходимой и крайне важной является профилактическая работа психолога. Для этой цели специалистом осуществляется диагностика, позволяющая определить детей «группы риска»; проводится коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на развитие дефицитарных навыков; осуществляется психологическое просвещение родителей и администрации.

Психологическое сопровождение является основой эффективной социализации ребенка; оно направлено на профилактику детских конфликтов, развитие мотивации, обучение навыкам совладания с негативными переживаниями.

Таким образом, психологическое сопровождение в образовательном учреждении способствует успешной социализации каждого ребенка и оптимизации всего воспитательного и образовательного процесса в целом.