Педагог-психолог играет очень большую роль в создании условий для развития малой группы.
Общей целью деятельности педагога-психолога является осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.
Основными задачами деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении можно считать следующие:
- обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
- формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
- развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;
- повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов воспитательного и образовательного процесса;
- содействие сохранению психологического здоровья участников воспитательного и образовательного процесса.
Педагог-психолог в своей практике руководствуется рядом принципов, которые способствуют решению профессиональных задач в соответствии с этическими нормами, сохранению доверия между педагогом-психологом и детьми, защите законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие, укреплению авторитета психологической службы образования среди воспитанников, обучающихся, родителей и педагогической общественности.
Среди всех принципов работы педагога-психолога необходимо выделить следующие:
- принцип конфиденциальности;
- принцип компетентности;
- принцип ответственности;
- принцип этической и юридической правомочности;
- принцип квалифицированной пропаганды психологии
- принцип благополучия клиента;
- принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Основными видами деятельности педагога-психолога, направленными на создание условий для развития малой группы, являются коррекционно-развивающая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая.
Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление». Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы. Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или консультации. Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении (например, навыка установления контакта с собеседником или умения по бесконфликтному взаимодействию), в учебе (умения по поиску необходимой информации), для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.
Консультирование - это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителем или их группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских коллективах; повышение уровня педагогического мастерства педагогов; развитие способностей, черт характера, возможностей самоопределения, самоидентичности и личностного развития ребенка; нормализация отношений в семье и др. По данным российского психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии Ирины Владимировны Дубровиной, чаще всего педагог-психолог консультирует: администрацию образовательного учреждения, педагогов, родителей (по проблемам обучения и воспитания); детей (по проблемам обучения, общения и развития отдельных способностей и особенностей личности).
В консультации выделяют несколько этапов:
- установление контакта с консультируемым(и). Как правило, консультации затрагивают важные проблемы, и от того, насколько человек откровенен в их описании, будет зависеть результат работы педагога-психолога;
- определение запроса и постановка проблемы. Запрос - это обращение к педагогу-психологу, которое поступает от человека, пришедшего на консультацию. Он не всегда сформулирован в психологических терминах, поэтому специалист уточняет суть запроса и переводит его в термины психологические, то есть ставит проблему;
- диагностика. После постановки проблемы проводится изучение того, на каком уровне у человека развиты те или иные качества или каковы его особенности, относительно которых сформулирована проблема. Для диагностики используются специальные методы: наблюдение, тесты, опросники, результаты беседы;
- совместная работа по решению проблемы, которая проводится с помощью специальных консультативных методов и приемов. В консультировании ребенок (или взрослый) рассматривается как равный партнер. Он имеет абсолютно равные права в процессе принятия решения. Задача педагога-психолога - помочь другому человеку увидеть свои потенциальные возможности, чему способствует уважение к консультируемому.
Преподавательская и культурно-просветительская деятельность. Преподавательская и просветительская деятельность является неотъемлемой частью работы педагога-психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение различных мероприятий для детей, родителей и педагогов, организация конференций и выставок литературы и др.). Кроме этого, просвещение - составная часть коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. Многие авторы отмечают, что педагоги обладают недостаточными знаниями по психологии и не умеют использовать их в работе. Это же можно сказать и о родителях. Психологическое просвещение - самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и детей к психологическим знаниям. Смысл просвещения состоит в знакомстве педагогов с различными отраслями психологии - педагогической, социальной, возрастной, а детей - с основами самовоспитания; популяризации и разъяснении результатов новейших психологических исследований; формировании потребности в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.
Воспитательная деятельность. Главная цель воспитания - передача новым поколениям общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека, цель которого - формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов. Воспитанию и, особенно, самовоспитанию детей способствует корреционно-развивающая работа, проводимая педагогами-психологами. В ходе ее происходит отработка соответствующих знаний, умений и навыков, тренировка форм поведения, осознанное принятие норм и принципов поведения в обществе.
Коррекционно-развивающая работа помогает детям осваивать социальные роли и связи, существующие между людьми в обществе, основы самопознания и самоопределения. Педагог-психолог, как и любой взрослый человек, может воспитывать детей собственным поведением. Дети любят копировать, а затем и сознательно воспроизводить поведение, манеру общения, систему ценностей людей, которые им нравятся или с которыми они часто сталкиваются в жизни. Педагог-психолог может стать таким образцом для подражания. Он сможет воспитать у детей понятия о нормах и правилах, действующих в современном обществе, если в работе и жизни будет следовать определенным принципам воспитания: гуманистической ориентации, социальной адекватности (соответствия условий и требований воспитания условиям современного общества); интеграции и дифференциации совместной деятельности педагога-психолога и детей; создания эвристической среды воспитания.
Управленческая деятельность. Любой специалист, имеющий дело с малой группой людей (детей), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, то есть выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в группе людей. Основная цель этой деятельности - обеспечение гармонии в развитии коллектива и образовательного учреждения в целом. Управляя группой детей или педагогов, педагог-психолог выполняет несколько функций: планирование, организацию, руководство, мотивацию или стимулирование, контроль. Все перечисленные функции важны в общении педагога-психолога с детьми и педагогами, но особо следует остановиться на функции мотивации. Доказано, что положительная мотивация значительно повышает успеваемость ребенка, он с большей охотой ходит в детский сад или школу, быстрее понимает и запоминает учебный материал, активнее его использует. Среди стимулов, влияющих на хорошую работу, выделяют материальные и моральные. В арсенале педагога нет материальных стимулов, в исключительных случаях такую возможность могут создать родители. К моральным стимулам относятся поощрение и порицание. Кроме того, в качестве мотивирующего фактора можно использовать предоставление ребенку такого задания, которое будет интересно выполнять, которое позволит ему общаться со сверстниками, окажется по силам и даст возможность развиваться (получать новые знания и формировать новые умения), позволит проявить самостоятельность, творчество или стать на какой-то момент лидером в классе.
Таким образом, педагог-психолог является очень важным звеном в создании условий для развития малой группы.