Такими сообщениями надо делиться, если хотим летать долго и счастливо:
[27.01.2020 10:47] Анатолий Хайрулин: Василий Васильевич, здравствуйте! Я расскажу про катастрофу АН-2 , 8 го сентября 1972г. КВС и инструктор Посохин. Он имел допуск летать без второго пилота. Полетел для проверки техники пилотирования Яблонского и 2 й пилот Игорь Дресвин. Второй пилот и не нужен был, но так сложились обстоятельства. К сожалению, имена и отчества всех, не помню. Игорь, пришёл весной, а отлетал три месяца. Прилетели с почтой, заправились и на тренировку. В наборе высоты, около 100м, с левым креном вошли в штопор и упали на левое крыло. Все погибли. Командиров , при сильном ударе, выбросило из кабины, а Игоря придавило крылом и он сильно обгорел.
Номер самолета , до сих пор помню 41913. На этот борт, были жалобы у экипажей, ТУГОЙ в управлении, но ни кто из руководства , на это ВНИМАНИЯ НЕ ОБРАТИЛ. Потом прилетели испытатели из ЛИС и вводили в штопор, но спокойно выводили. Во первых, это была другая машина , а во вторых, лётчики опытней и высота была , не 100 метров. Но ещё , можно допустить, другую причину. Попадание струбцины под педали КВС, т.к. мне приходилось видеть, как кладут струбцину под кресло, а при эволюции самолёта она могла попасть под педали и заклинить управление. Высота мала, чтобы её убрать и дефицит времени. Эта струбцина металлическая. Она фиксирует штурвал и педали. Но эту, версию не разбирали. Возможно я и не прав, но и эта причина могла быть.
Скажем спасибо Анатолию Хайрулину, поделившемуся этой информацией. Как лётчик, отлетавший на АН-2 достаточно времени, чтобы понять и прочувствовать этот самолёт, скажу - такая причина вполне могла иметь место, как, впрочем, и "тугое" управление, которое испытатели проверили, но на ДРУГОМ самолёте. А в авиации периодически происходят случаи, которых "по идее" не должно было БЫ быть. Для примера - испытатели провели исследовательские полёты и продлили ресурс по посадкам на бомбардировщиках ТУ-22м2 до 2000 посадок. А экипаж полковника Анатолия Ивановича Багаева убился на нём при выполнении 1883-го полёта 12 апреля 1989 года на глазах У ВСЕГО нашего аэродрома. И потом в Союзе ещё на 24 самолётах нашли подобные трещины в крыльях.
Или у меня в полку в экипаже капитана Войтенко при полёте на Север на "радиус" гидросмесь вытекла полностью из основной и аварийной системы. По "науке" этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Аварийная система для того и служит, чтобы дублировать основную, но по закону "бутерброда", который всегда падает маслом вниз, свищ, через который вытекла вся гидросмесь, возник сразу в двух трубопроводах, потому что хомут их крепивший съехал, и они стали соприкасаться. А дальше вибрация корпуса фюзеляжа в полёте завершила дело.
И ещё пример, он вроде из другой оперы, но тоже на эту тему. У опытного парашютиста ВДВ, майора Жени Панина, во время прыжков на "показуху" над городом, в момент раскрытия основного парашюта вырвался флаг, который мы обычно прятали за запаской и крепили дополнительной резинкой. Флаг влетел в основной купол и спутал его. Так Панин изодрал руки в кровь, пока его оттуда извлёк на предельно малой высоте. На первый взгляд правильное решение было бы - отцепиться и приземляться на запасном парашюте. Но у меня около сотни прыжков на всевозможных "показухах", и я врагу не пожелаю приземляться среди кварталов города на круглой запаске, да ещё при ветре 10-12 м/сек. Так что решение майора Панина было правильным. Но после этого случая он навсегда и наотрез отказался прыгать с флагом, какие бы деньги ему за такой прыжок не сулили.
Т.е. в Авиации, уважаемые коллеги, когда-то происходят в "первый раз" самые невероятные вещи. К этому надо быть морально готовым, и, по возможности, их предвидеть. Всем Удачи !!!
На фото - два бессменных экипажа лайнера АН-2 Николаевской Областной Федерации Авиационных Видов Спорта: Олег Кустов, Владимир Минеев, полковник Чечель и зам. по лётной Николай Бондарь (для своих просто Боня-Коля, бывший командир АЭ ТУ-22м2).
П.С. Рецензия на «Ахтунг - касается пилотов, летающих на АН-2» (Полковник Чечель)
Здравствуйте, Василий Васильевич! Как летавший на Ан-2, не могу без внимания оставить Вашу статью. Как известно, катастрофы на Ан-2, как и на любом другом типе ВС, в основном происходят по причине нарушений правил полётов, либо РЛЭ. Т.с. - человеческий фактор. Вспоминаю недавний случай катастрофы самолёта лесоохраны. Крен у земли под 90 для Ан-2 - многовато. Мне кажется, будь у них запас высоты хотя бы метров 50, и беды могло бы не быть. "Аннушка" многим спасала жизнь, прощая разгильдяйство. Обычно струбцину мы вставляли в карман двери пилотской кабины. А ведь действительно могли положить под сиденье, что и могло заклинить рули. Когда-то у меня подобное было, когда я по разгильдяйству пикировал под птичью стаю.
С уважением,
Виталий Буняк 29.02.2020