Автор: Дмитрий Р.
Первая часть живёт тут, третья тут, четвертая здесь, а вот пятая и шестая.
ВНИМАНИЕ!!! ACHTUNG!!! POZOR!!!
Данная статья базируется на воспоминаниях участников исследуемых событий из числа ветеранов вооруженных сил и спецслужб. Большая просьба - прежде чем мостить обличающий комментарий - дочитать статью до конца. Апеллировать к опусу В. Резуна "Освободитель" не стоит. В Сети есть подробные разборы ангажированности данного пасквиля. Ищущий - да узреет.
В то же время и в НАТО всерьез рассматривался вопрос о военном варианте разрешения «чехословацкой проблемы». В руководстве Альянса конечно же не могли не учитывать военную мощь государств ОВД во главе с Советским Союзом, однако это не исключало осуществления такой попытки в случае возникновения удобной ситуации в виде обращения к НАТО со стороны властей ЧССР. В июле 1968 г. силы НАТО были приведены в состояние частичной боевой готовности. Специальные бронетанковые части американской армии были выдвинуты к границам ЧССР в Баварии.
30 июля 1968г. официальный представитель НАТО заявил:
«НАТО отнюдь не дремлет, на территории ФРГ силы НАТО приведены в состояние частичной боевой готовности», «…американские силы с запасами тактического атомного оружия находятся на расстоянии 40 миль от границы с Чехословакией».
В 1968 г. вблизи границ с ЧССР было проведене аномальное количество учений НАТО: с 17 по 18 мая «Зампан-4», с 3 по 22 июня «Полярный экспресс», с 28 августа «Серый бобёр», На аэродроме в Упевере с11 июня проходят соревнования истребителей-бомбардировщиков НАТО с атаками аэродрома Нордхорн. С 21-22 июля маневры 1-ой воздушно-десантной дивизия бундесвера и воздушно-транспортной эскадры «Колибри-6», в районе Ингольштадт-Мюнзинген (Бавария и Баден-Вюртемберг). Неоднократно переносятся маневры НАТО под названием «Черный лев», в которых наряду с бундесвером должны принять участие французский полк, танковая дивизия США, авиация группы «Зюд» и части обеспечения. Учения планируются в районах Вюртенберга, Швабии, Франконии и Верхнего Пфальца с использованием полигонов Хоэнфелье и Графенвер.
Воспоминания участника операции «Дунай», подполковника в отставке Виктора Алексндровича Борисова, в 1968 г. - командир 2-го батальона 330-го танкового полка 14-й Гвардейской мотострелковой дивизии:
Позже стало известно, что, пользуясь благоприятно сложившемся положением для реванш-захвата Чехословакии, правительство Западной Германии двинуло свои танки к чехословацкой границе, не поставив в известность своих союзников – американцев. После событий в Берлине в 1961 г., карибского кризиса 1963 г. опять возникла опасность новой мировой войны. Но американцы, узнав о наших танках, мчавшихся к границе ЧССР аж из-под Берлина, пришли в себя и перекрыли своими танками все дороги. Как только это произошло, 14-я дивизия, совершавшая бросок из места дислокации (город Ютербог) к чехословацкой границе, была остановлена в районе населенных пунктов Мульда-Эдеран-Бранд-Эрбисдорф. До границы оставалось 20 километров. Мир оказался настолько близок к новой войне, что американский президент вызвал к себе для дачи объяснений канцлера ФРГ Курта Георга Кизингера, а несколько позже немецкая студентка Беата Кросфельд публично дала пощечину ему же за то, что он когда-то служил фашистскому режиму, и за то, что могло произойти.
В ночь с 20 на 21 августа дежуривший в главном штабе НАТО генерал Р. Паркер отдал приказ подвешивать к стратегам атомные бомбы. Командиры авиационных подразделений получили приказы с указанием целей для бомбометания в странах соцблока в запечатанных конвертах и подлежавших вскрытию по особому распоряжению.
Однако в Союзе тоже не скучали и совокуплением волов не занимались. С целью получения оперативной возможности проведения операции "Дунай" были проведены ряд войсковых учений армий ОВД:
- Учение войск стран ОВД "Шумава", с участием 16 тысяч человек, проходившее на территории ЧССР 20-30.07.1968.
- Тыловое учение "Неман", проходившее на территории СССР, ПНР и ГДР 23.07-10.08.1968. Именно в ходе проведения учений "Неман", была осуществлена передислокация соединений и частей родов войск для обеспечения сил вторжения.
- Учение войск ПВО "Небесный щит" в июле 1968 года на территории Западной Украины, ПНР и ГДР.
18 августа в Москве состоялась встреча лидеров СССР, ГДР, Польши, Болгарии и Венгрии, по результатам которой были определены силы и средства для проведения войсковой операции подразделениями указанных государств. Политическое руководство операцией в ЧССР было поручено члену Политбюро ЦК КПСС Мазурову К.Т.
Утром 20 августа 1968 г. командирам, участвующим в операции «Дунай» войсковых соединений ОВД был зачитан секретный приказ о формировании главного командования "Дунай" и назначении главкомом операции генерала армии И.Г. Павловского, чья ставка была развернута в южной части Польши. Ему подчинялись оба фронта (Центральный и Прикарпатский) и оперативная группа "Балатон", а также две гвардейские воздушно-десантные дивизии.
На всю боевую технику интернациональных сил наносились белые полосы по борту и по фронту. Боевая техника без белых полос подлежала "нейтрализации", желательно без стрельбы. В случае сопротивления бесполосные танки и другая боевая техника подлежали уничтожению без предупреждения. При встрече с войсками НАТО требовалось немедленно останавливаться и без команды не стрелять. Войскам СССР, кроме того, было приказано по штатским огонь не открывать.
Боевая тревога была объявлена в 23 часа, после чего по каналам закрытой связи всем воинским формированиям был передан сигнал на выдвижение. В ночь на 21 августа войска СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии с четырех направлений в двадцати пунктах, в режиме радиомолчания пересекли чехословацкую границу. Из южной части Польши был введен советско-польский контингент войск. Из южной части ГДР вводился советско-восточногерманский контингент. Из северных районов Венгрии входила советско-венгерско-болгарская группировка.
Итак, в ЧССР введены войска, численность которых составила:
- СССР - 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка, около 170 000 человек;
- Польша - 5 пехотных дивизий, до 40 000 человек;
- ГДР - мотострелковая и танковая дивизии, всего до 15 000 человек;
- Венгрия - 8-я мотострелковая дивизия, отдельные части, всего 12 500 человек;
- Болгария - 12-й и 22-й болгарские мотострелковые полки, общей численностью 2164 чел. и один болгарский танковый батальон при 26 машинах Т-34.
Одновременно с вводом сухопутных войск на ряд военных аэродромов Чехословакии с территории СССР в период времени с 03 час. 37 мин. до 05 час. 20 мин. были переброшены контингенты ВДВ с военной техникой.
Стремительный и согласованный ввод войск в ЧССР привел к тому, что в течение 36 часов армии стран Варшавского Договора установили полный контроль над чехословацкой территорией. 200-тысячная чехословацкая армия, во исполнения приказа министра обороны страны, сопротивления не оказала, до конца событий оставаясь нейтральной. Военные городки блокировались войсками союзников, с бронетехники снимались аккумуляторы и сливалось горючее.
Нейтралитет армии ЧССР взялся ни разу не с потолка. Обеспечил его заместитель министра МВД Вильям Шалгович. С учетом того, что глава МВД (куда входила и служба госбезопасности StB, курируемая Шалговичем) Йозеф Павел воздерживался от публичных выступлений и по факту от публичной деятельности самоустранился, Шаглович, не смотря на то, что являлся давним и близким товарищем Дубчека, имел просоветскую ориентацию и активно готовил отстранение партийно-государственного руководства ЧССР от власти, согласовывая свои планы с КГБ СССР. Под его руководством были разработаны оперативные планы нейтрализации реформаторов и уже 21 августа именно благодаря точной информации StB наши разведчики задержали Дубчека и его соратников, переправив их в Москву, где и случились судьбоносные переговоры 24-27.08.1968.
Именно Шалгович оказал воздействие на министра обороны ЧССР М. Дзура, убедив его направить в войска приказ о запрете сопротивления войскам ОВД.
Сам же Павел, по воспоминаниям уже ранее упомянутого Г. Н. Зайцева накануне вступления войск ОВД на территорию ЧССР отдал приказ о немедленном прекращении глушения иностранных радиопередач, демонтаже оборудования и об открытии границ с ФРГ и Австрией.
"… В документах содержались сведения о том, что министр внутренних дел И. Павел и заведующий отделом ЦК КПЧ генерал Прхлик подготовили проект создания руководящего Центра, который должен взять всю государственную власть в свои руки во время политической напряженности в стране. Там же говорилось и об осуществлении «превентивных мер безопасности, направленных против выступлений консервативных сил, включая создание трудовых лагерей».
Это как-же? Прогрессивные силы готовились к организации концлагерей?
Воспоминания участника операции «Дунай», подполковника в отставке Виктора Алексндровича Борисова, в 1968 г. - командир 2-го батальона 330-го танкового полка 14-й Гвардейской мотострелковой дивизии:
"После «демократизации» граница ЧССР с ФРГ и Австрией практически не охранялась, два батальона пограничной стражи бездействовали, личный состав был деморализован. Нужно было внезапно и одновременно закрыть границы, тем самым изолировать пособников противника, перекрыв все идущие от границы дороги..."
"...Последней машиной на моем дежурстве был легковой «Мерседес», судя по номерам, из Западной Германии. В машине было три пассажира и женщина-водитель – блондинка средних лет в модных тогда больших солнцезащитных очках. Все сидящие в машине смотрели прямо перед собой и на мои вопросы не отвечали. Потребовал для начала документы. Никакой реакции. Повернулся к солдату и начал с ним обычный треп про его дембель, про погоду и прочую ерунду. Послышались возмущенные голоса немцев – проняло! Подали паспорта – все из «Бундес републик Дойчланд». Вот он враг! С любопытством мы смотрели на западных немцев. Жестом показываю покинуть машину. Не хотят. Подходят другие солдаты, кто-то пнул ногой в бампер. Стали вылезать. Все смотрели на немку. В то время началась мода на «мини», поэтому солдаты с интересом уставились на серое платье, нестандартно оголявшее ноги. Послышались шутки-прибаутки. Обыскали их и машину. Им повезло, что ничего не нашли. Один из пассажиров начал было возмущаться, но легкая затрещина заставила его закрыть рот. Продержали мы их около часа, а потом отпустили, зная, что через два-три километра их опять остановят."
Гражданское же население, особенно в Праге и других крупных городах, активно выказывало своё недовольство происходящим. Граждане сооружали баррикады на пути продвижения войск, наносили «везде» антисоветские граффити, распространяли листовки и обращения к населению и военнослужащим стран-союзниц. Внезапно случались и вооруженные нападения на военных, забрасывание танков бутылками с горючей смесью, попытки вывести из строя средства связи и транспорт.
Утром 21 августа 1968 года в прессе ОВД вышло заявление ТАСС:
«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооруженными силами…».
Осложняло положение ещё и то обстоятельство, что советским воинам был отдан чёткий приказ командования «не стрелять». Уверенные в своей полной безнаказанности, накрученные подпольным радиоэфиром «борцы за демократию и свободу» активно засыпали советских солдат камнями и бутылками с зажигательной смесью, оскорбляли их и плевали им в лицо. А уж оскорблениям, выраженным в изобразительной форме было несть числа.
Воспоминания участника операции «Дунай», члена Президиума Житомирского областного Союза воинов-интернационалистов, фронтового разведчика, гв. полковника в отставке Сунцева Владислава Павловича, автора книг «Операция «Дунай»: как это было» и «Они защищали мир в Европе»:
Роль западных спецслужб в подготовке этого сопротивления несомненна. Я лично принимал участие в розыске подпольных типографий и радиостанций, а также складов с оружием и боеприпасами, которых на территории Чехословакии к началу операции «Дунай» было очень много. И очевидно, что так подготовиться можно было только при помощи Запада. Более того, западными спецслужбами к августу 1968 года было натаскано более 40 000 антисоветски настроенных вооруженных молодчиков - специальная ударная группа, которая должна была подготовить вторжение на территорию Чехословакии войск НАТО. Если бы мы не вошли в Чехословакию в ночь с 20 на 21 августа 1968 года, то буквально через несколько часов там уже были бы войска Северо-Атлантического договора. В свою очередь, это не остановило бы Советский Союз, и тогда вполне могла бы начаться Третья мировая война.
Воспоминания ветерана операции "Дунай" Зуева Михаила Михайловича, в 1968 г. - рядовой, старший авиамеханик группы вооружения в/ч 55714 ПрикВО, в последствии п/п 19981:
«…Прибыло наше ОБАТО. На многих машинах выбиты стекла, вмятины. Наверно, это от "букетов с цветами", если верить нашим газетам. Ребята уставшие, но довольные, что добрались. Многие из них рассказывали, что в критические минуты на помощь подоспели наши танкисты. По радиостанциям слушаем эфир. Много подпольных передатчиков. По одному из них кто-то с сильным акцентом уговаривает: «Ваня, иди домой. Тебя Маша ждет!».
Воспоминания ветерана операции "Дунай" Мастерова Евгения Константиновича, в 1968 г. - старший сержант, командир взвода средних танков 29-го гвардейского танкового полка 15-й гвардейской танковой дивизии.
"В Чехословакии существовали антисоциалистические группировки, которые специально надевали нашу военную форму. Перед прибытием наших войск в какое-то село они в советской форме жгли дома, будоражили, били людей, подготавливали население против нас. И когда мы уже подъезжали к этому селу, то нас уже там встречали, естественно, с палками. Когда шла наша грузовая машина с боеприпасами, то чехи старались прыгнуть на подножку, вскрыть горловину бензобака и бросить туда огонь. Если откроешь кабину машины, могли камнем ударить или палкой. Бензобаки пришлось специально охранять. Если колонна шла под мост стоят, как сейчас помню, и кидают глыбы на машины. Настолько был озлоблен народ. Если честно, у нас ребята были, которые били таких вот, которые стояли с камнями. А что? Едешь, а он тебе булыжник на голову бросает! Были случаи, что стреляли в ответ. Но это были самые отчаянные ребята... Нам же стрелять категорически запрещено было. Очень много находили в землянках подпольных радиостанций в окрестностях Брно, Праги, которые вели антисоциалистическую пропаганду, утверждали, что советские войска - захватчики и хотят Чехословакию оккупировать.
Да... А вот официальная позиция на 22.08.1968 выглядела примерно так:
"ТАСС уполномочен завить: Воинские части социалистических стран 21 августа вступили в Чехословакию - во все области, включая Прагу и Братиславу. Продвижение войск братских стран происходило беспрепятственно… Население проявляет спокойствие. Многие чехословацкие граждане выражают воинам советской армии свою признательность за своевременный приход в Чехословакию - на помощь в борьбе против контрреволюционных сил".
Ну и конечно-же впервые были опробованы визуальные образы, применяющиеся по сию пору при организации и осуществлении любого Майдана. Вот:
Красота конечно же, да...
Это конец второй серии. Продолжение тут. Дальше будет весело.
Спасибо и оставайтесь с нами! Подписка - гарантия новых, интересных знаний.
Читайте также: Нострадамус vs Ленин