Думаю, что с подобными проблемами хоть раз сталкивались все родители. Если ребенку от 14 до 23, то: «он (она) ничего не хочет», «целый день спит», «тратит время впустую; сидит в телефоне», «не помогает; живет, как сосед» и так далее, и так далее… Остается только выбрать нужное.
Они безответственны
— Вчера моя дочь собрала вещи и уехала жить к отцу!
Мы с Ариной встретились в кафе и такого приветствия я, конечно, не ожидала.
— Оставила мне записку. Вот! — Арина припечатывает к столу мятый листок бумаги, на котором твердой рукой крупно выделено «ТЫ МЕНЯ ДОСТАЛА!». Подруга падает на стул и смотрит с мольбой. — Что мне делать?
— Без причины? — осторожно интересуюсь я.
— Причина? Безалаберность — вот главная причина. Безответственность. До начала занятий меньше месяца, а документы не собраны, копии не сделаны, справки не получены, она даже общее собрание умудрилась пропустить! Я каждый день ворчу, напоминаю, ругаюсь… Толку — ноль. И вот, пожалуйста…
Мне очень жаль Арину, но ведь и дочка ее уже не ребенок. Девочке девятнадцать и в институт она поступает после успешного окончания колледжа…
Они ленивы
У меня самой ситуация не лучше. Дистанционное обучение в ВУЗе дочери вылилось в увеличение объема творческих заданий, часть из которых она смело перенесла на сентябрь. И что мы имеем? На дворе сентябрь, новый учебный год, новый семестр… Вы думаете, творческие задания сделаны? Нет. Я даже не уверена, что она к ним приступила.
Конечно, я волнуюсь:
— Полина, тебе не кажется, что сегодняшний день можно было провести с большей пользой? — пространно намекаю я.
— Ты о чем?
— Я о «хвостах».
— Все под контролем.
— Все под контролем, это когда хоть что-то делается. А ты не делаешь ничего. Это элементарная лень, — не выдерживаю я.
— Спасибо за поддержку! — презрительно бросает дочь и продолжает сидеть в телефоне.
А что я должна сказать? Ничего не делай, продолжай лежать на диване?
Они несамостоятельны
Ну, и «классика»: мы готовим, стираем, убираем и снова готовим. А они приходят, едят, разбрасывают по дому грязные вещи, а на любую просьбу о помощи или уборке в своей собственной комнате находят кучу отговорок.
Я что, плохая мать? Не смогла правильно воспитать? Что-то упустила?
Работа над ошибками
Не буду вдаваться в подробности и, возможно, озвучу не самое популярное мнение, но… Давайте просто оставим их в покое.
У каждого поступка и реакции наших детей есть причины. И от нас, родителей, требуется только одно — найти время и желание эти причины понять.
Оказывается, дочка Арины совершенно не хотела поступать в ВУЗ, которые выбрали родители. Но, не желая конфликта, молчала. Хорошо, что девочка нашла в себе силы сказать правду до того, как документы были поданы.
Оказывается, у моей дочери, категорически не идет одно из заданий. Ей не нравится все, что она делает. И каждый раз, начиная с чистого листа, она переживает, что не сможет выполнить задание на «отлично», ведь по другим предметам у нее высшие баллы, она не хочет разочаровать преподавателя.
Оказывается, большинство детей, которые не любят домашние дела, страшно устали от наших придирок («делай, как я говорю или не делай вообще»). Вот они и не делают.
Ещё одна наша огромная ошибка — обобщения. «Ты никогда ничего не делаешь!». Так уж никогда? Совсем ничего? Нет, конечно. Просто в этот момент мы имеем в виду то дело, которое нас беспокоит. Но формулировка убивает ВСЕ дела, которые сделал ребенок. А он слышит то, что слышит. Осторожнее со словами.
Так что же делать?
Хвалить. Благодарить. И снова хвалить.
«Как я люблю, когда мы готовим вместе. Спасибо, что нашла время помочь»
«Удивительно. Ты стала готовить лучше меня. Когда ты всему научилась?»
«Спасибо, что помог убраться. У меня появился лишний час, и я успею сделать …»
«Спасибо, что позвонила вечером и предупредила, что задерживаешься. Никак не привыкну, что ты уже взрослая»
И так далее, и так далее…
Мы хорошие родители. Нам просто нужно побольше времени и терпения.
Буду рада, если поделитесь своим мнением в комментариях.