Найти тему
КИР Pax Romana

Политическая стратегия Луция Вергиния Руфа во время восстания Виндекса

И. А. Дороненко.

Данное исследование является попыткой реконструкции одного из транзитов власти впериод гражданской войны 68–69 гг. В статье рассматривается деятельность командующего легионами в Верхней Германии Луция Вергиния Руфа во время восстания Юлия Виндекса весной 68 г. Сделана попытка выявить цели, которыми руководствовался Вергиний Руф, выстраивая отношения с Гальбой, Виндексом, Нероном и верхнегерманскими войсками.

Ключевые слова: год четырех императоров; Луций Вергиний Руф; Гай Юлий Виндекс; Нерон; Гальба; легионы; гражданская война.

Гражданская война 68–69 гг. стала поворотным моментом в истории Римской империи. В результате борьбы за престол пала династия Юлиев–Клавдиев, которую сменили Флавии. «Год четырех императоров» обозначил переход к средиземноморской монархии, усиление экономической и политической эмансипации провинций. Но трансформация Римской империи была результатом деятельности не только одного Веспасиана и его преемников. Изменения в системе отношений между императорской властью, армией и провинциями проявились еще в восстании Юлия Виндекса. В своей статье мы постараемся отобразить ключевые особенности периода гражданской войны через деяния одного человека – Луция Вергиния Руфа. Целью исследования является моделирование политической стратегии Вергиния Руфа в марте –июне 68 г. «Год четырех императоров» широко представлен в историографии. Однако восстанию Виндекса большинство авторов не уделяет специального внимания. Т. Моммзен попытался объяснить поведение Вергиния Руфа в своих лекциях, учитывая взаимоотношения полководца с Нероном и его мировоззрение [5, с. 196–197]. Г. Х. Стивенсон и Т.-Э.-Й. Видеман так или иначе представили взаимосвязи между основными участниками весенних событий 68 г. [3, с . 302–305; 13, p. 810–813]. Б. В. Хендерсон дал лишь краткий обзор событий весны 68 г., что объясняется следованием автора за повествованием « Истории» Тацита [9, p. 5–7]. Модель отношений Руфа и армии с позиций социальных противоречий солдати галльской аристократии представили, хотя во многом декларативно, А. Г. Бокщанин и В. А. Гольденберг [1, с . 201–204;2, с. 61–62]. Гв. Морган в монографии «The Year of Four Emperors» уделяет восстанию Виндекса лишь небольшую главу, реконструируя события начала 68 г. Невысоко оценивая способности Руфа, автор попытался создать портрет полководца, который вынужден в силу своих возможностей, оставаясь верным Нерону, взаимодействовать с мятежным войском [12, p. 23–30]. П. А. Брант, Л. Дж. Дэйли и К. Kрульчик ставили своей задачей проанализировать события,связанные восстанием Виндекса. Их работы объединяет то,что данные исследователи усматривали в действиях Руфа лояльность Нерону. Однако единая картина произошедшего у Везонтиона в этих публикациях так и не была представлена, поскольку авторы статей не уделили должного внимания взаимодействию Руфа с кем-либо еще, кроме Виндекса и Гальбы [6, p. 531– 559; 8, s. 75–100; 10,с. 858–871].

П. Косме обозначает иной подход в анализе деятельности Руфа, отмечая заложенную двусмысленность источников в вопросе о договоре с Виндексом [7, p. 21–29]. Подвести итоги попыталась Б. Левик, отметив сложность интерпретации решений Руфа [11, p. 318–346]. Однако ее исследование мы не можем считать исчерпывающим, так как незавершенным осталось объяснение действий до событий у Везонтиона. Таким образом, в историографии нет концепции, которая бы рассматривала полководца в системе контактов между основными акторами событий начала 68 г. Помимо всего прочего, внимание указанных авторов акцентируется на Виндексе и Гальбе, тогда как Вергиний Руф, Нерон и германские войска представлены как второстепенные участники.

Гай Юлий Виндекс, legatus Augusti pro praetore Лугдунской Галлии (дословно: наместник Лугдунской Галии), начал подготовку к восстанию в конце 67 г., рассылая письма, критикующие Нерона, наместникам и легатам в провинциях. Они отправили их императору, боясь малейшего подозрения в причастности к заговору, так как конец 60-х гг. был отмечен репрессиями против действительных и мнимых врагов принцепса. Получил послание и наместник Тарраконской Испании С. Сульпиций Гальба (Plut. Galba. IV). К открытым действиям Виндекс перешел в середине марта 68 г. (Dio, LXIII, 22). Нерон узнал о восстании, по сообщению Светония, в годовщину убийства Агриппины Младшей – 19–23 марта (Suet. Nero. 40. 4). Восстание не проходило под национально-освободительными [2, с. 61] или республиканскими (Res publica restituta) лозунгами [5, с. 196]. Речь Виндекса, дошедшая в эпитомах из Диона Кассия (Dio. LXIII. 22), легенда на монетах CAESAR AVGVSTVS (RIC 72; RSC 98a) позволяют говорить только о восстании против императора Нерона. Виндекс, предлагая Гальбе занять престол, стремился сохранить принципат и Римское государство. Получив очередное письмо с просьбой о помощи от Виндекса, Гальба открыто выступил против Нерона 3 апреля 68 г. Он объявил себя не принцепсом, а легатом сената и римского народа (Suet. Galba. X). Виндекс в это время начал осаду Лугдуна (Tac. Hist. I. 65), но был вынужден ее снять, так как против него выступил Вергиний Руф [11, p. 328].

Перед тем как перейти к анализу событий у Везонтиона, необходимо понять, почему Вергиний Руф и германская армия приняли в них участие. Луций Вергиний Руф родился в 14 или 15 г. н. э. в Медиолане (Pliny. Epist. II.1.4) во всаднической семье. В 63 г. стал ординарным консулом. В 67 г. был назначен легатом верхнегерманских войск (Дион Кассий сообщает, что Руф был наместником Германии (LXIII. 24). Однако это анахронизм, так как провинциальное управление в Германии было введено при Флавиях), в составе которых были легионы IV Macedonica и XXII Primigenia (Могонциак), XXI Rapax (Виндонисса), галльские и батавские ауксилии (Tac. Hist. I. 8–9; III. 17) [11, p. 319]. Перед войсками на Рейне стояли две стратегические задачи: защита границ от германцев и подавление восстаний в Галлии. Могла ли быть солидарность солдат на римской границе с «соплеменниками» галлами [1, с. 204]? Нет, так как в германских войсках служили только выходцы из Средиземноморья, а из галлов и германцев формировались лишь ауксилии [3, с. 612]. Следовательно, подразделения Руфа и вексилляции от нижнегерманских легионов Фонтея Капитона (V Alaudae, XV Primigenia, XVI Gallica, I Germanica с ауксилиями) должны были быть отправлены на подавление восстания Виндекса.

Каковы же были настроения в войсках к концу 67 – началу 68 гг.? Провинциальные армии не могли быть довольны последними годами правления Нерона, так как снизился фактический размер жалования солдат. Потенциально они были готовы к выступлениям. Но для восстания против принцепса, а не стихийного и краткосрочного выражения недовольства, необходима долгая подготовительная работа командиров, на что нет даже косвенных указаний [12, p. 25–26]. Мы ничего не знаем об отношении солдат к Виндексу. Однако Гальба запомнился воинам как довольно жесткий и требовательный полководец в период его командования войсками в Верхней Германии, куда он был назначен в 39 г. на место казненного Гетулика (Suet. Galba. VI. 2–3).

Римские легионеры периода германских войн, I в.
Римские легионеры периода германских войн, I в.