И. А. Дороненко.
Данное исследование является попыткой реконструкции одного из транзитов власти впериод гражданской войны 68–69 гг. В статье рассматривается деятельность командующего легионами в Верхней Германии Луция Вергиния Руфа во время восстания Юлия Виндекса весной 68 г. Сделана попытка выявить цели, которыми руководствовался Вергиний Руф, выстраивая отношения с Гальбой, Виндексом, Нероном и верхнегерманскими войсками.
Ключевые слова: год четырех императоров; Луций Вергиний Руф; Гай Юлий Виндекс; Нерон; Гальба; легионы; гражданская война.
Гражданская война 68–69 гг. стала поворотным моментом в истории Римской империи. В результате борьбы за престол пала династия Юлиев–Клавдиев, которую сменили Флавии. «Год четырех императоров» обозначил переход к средиземноморской монархии, усиление экономической и политической эмансипации провинций. Но трансформация Римской империи была результатом деятельности не только одного Веспасиана и его преемников. Изменения в системе отношений между императорской властью, армией и провинциями проявились еще в восстании Юлия Виндекса. В своей статье мы постараемся отобразить ключевые особенности периода гражданской войны через деяния одного человека – Луция Вергиния Руфа. Целью исследования является моделирование политической стратегии Вергиния Руфа в марте –июне 68 г. «Год четырех императоров» широко представлен в историографии. Однако восстанию Виндекса большинство авторов не уделяет специального внимания. Т. Моммзен попытался объяснить поведение Вергиния Руфа в своих лекциях, учитывая взаимоотношения полководца с Нероном и его мировоззрение [5, с. 196–197]. Г. Х. Стивенсон и Т.-Э.-Й. Видеман так или иначе представили взаимосвязи между основными участниками весенних событий 68 г. [3, с . 302–305; 13, p. 810–813]. Б. В. Хендерсон дал лишь краткий обзор событий весны 68 г., что объясняется следованием автора за повествованием « Истории» Тацита [9, p. 5–7]. Модель отношений Руфа и армии с позиций социальных противоречий солдати галльской аристократии представили, хотя во многом декларативно, А. Г. Бокщанин и В. А. Гольденберг [1, с . 201–204;2, с. 61–62]. Гв. Морган в монографии «The Year of Four Emperors» уделяет восстанию Виндекса лишь небольшую главу, реконструируя события начала 68 г. Невысоко оценивая способности Руфа, автор попытался создать портрет полководца, который вынужден в силу своих возможностей, оставаясь верным Нерону, взаимодействовать с мятежным войском [12, p. 23–30]. П. А. Брант, Л. Дж. Дэйли и К. Kрульчик ставили своей задачей проанализировать события,связанные восстанием Виндекса. Их работы объединяет то,что данные исследователи усматривали в действиях Руфа лояльность Нерону. Однако единая картина произошедшего у Везонтиона в этих публикациях так и не была представлена, поскольку авторы статей не уделили должного внимания взаимодействию Руфа с кем-либо еще, кроме Виндекса и Гальбы [6, p. 531– 559; 8, s. 75–100; 10,с. 858–871].
П. Косме обозначает иной подход в анализе деятельности Руфа, отмечая заложенную двусмысленность источников в вопросе о договоре с Виндексом [7, p. 21–29]. Подвести итоги попыталась Б. Левик, отметив сложность интерпретации решений Руфа [11, p. 318–346]. Однако ее исследование мы не можем считать исчерпывающим, так как незавершенным осталось объяснение действий до событий у Везонтиона. Таким образом, в историографии нет концепции, которая бы рассматривала полководца в системе контактов между основными акторами событий начала 68 г. Помимо всего прочего, внимание указанных авторов акцентируется на Виндексе и Гальбе, тогда как Вергиний Руф, Нерон и германские войска представлены как второстепенные участники.
Гай Юлий Виндекс, legatus Augusti pro praetore Лугдунской Галлии (дословно: наместник Лугдунской Галии), начал подготовку к восстанию в конце 67 г., рассылая письма, критикующие Нерона, наместникам и легатам в провинциях. Они отправили их императору, боясь малейшего подозрения в причастности к заговору, так как конец 60-х гг. был отмечен репрессиями против действительных и мнимых врагов принцепса. Получил послание и наместник Тарраконской Испании С. Сульпиций Гальба (Plut. Galba. IV). К открытым действиям Виндекс перешел в середине марта 68 г. (Dio, LXIII, 22). Нерон узнал о восстании, по сообщению Светония, в годовщину убийства Агриппины Младшей – 19–23 марта (Suet. Nero. 40. 4). Восстание не проходило под национально-освободительными [2, с. 61] или республиканскими (Res publica restituta) лозунгами [5, с. 196]. Речь Виндекса, дошедшая в эпитомах из Диона Кассия (Dio. LXIII. 22), легенда на монетах CAESAR AVGVSTVS (RIC 72; RSC 98a) позволяют говорить только о восстании против императора Нерона. Виндекс, предлагая Гальбе занять престол, стремился сохранить принципат и Римское государство. Получив очередное письмо с просьбой о помощи от Виндекса, Гальба открыто выступил против Нерона 3 апреля 68 г. Он объявил себя не принцепсом, а легатом сената и римского народа (Suet. Galba. X). Виндекс в это время начал осаду Лугдуна (Tac. Hist. I. 65), но был вынужден ее снять, так как против него выступил Вергиний Руф [11, p. 328].
Перед тем как перейти к анализу событий у Везонтиона, необходимо понять, почему Вергиний Руф и германская армия приняли в них участие. Луций Вергиний Руф родился в 14 или 15 г. н. э. в Медиолане (Pliny. Epist. II.1.4) во всаднической семье. В 63 г. стал ординарным консулом. В 67 г. был назначен легатом верхнегерманских войск (Дион Кассий сообщает, что Руф был наместником Германии (LXIII. 24). Однако это анахронизм, так как провинциальное управление в Германии было введено при Флавиях), в составе которых были легионы IV Macedonica и XXII Primigenia (Могонциак), XXI Rapax (Виндонисса), галльские и батавские ауксилии (Tac. Hist. I. 8–9; III. 17) [11, p. 319]. Перед войсками на Рейне стояли две стратегические задачи: защита границ от германцев и подавление восстаний в Галлии. Могла ли быть солидарность солдат на римской границе с «соплеменниками» галлами [1, с. 204]? Нет, так как в германских войсках служили только выходцы из Средиземноморья, а из галлов и германцев формировались лишь ауксилии [3, с. 612]. Следовательно, подразделения Руфа и вексилляции от нижнегерманских легионов Фонтея Капитона (V Alaudae, XV Primigenia, XVI Gallica, I Germanica с ауксилиями) должны были быть отправлены на подавление восстания Виндекса.
Каковы же были настроения в войсках к концу 67 – началу 68 гг.? Провинциальные армии не могли быть довольны последними годами правления Нерона, так как снизился фактический размер жалования солдат. Потенциально они были готовы к выступлениям. Но для восстания против принцепса, а не стихийного и краткосрочного выражения недовольства, необходима долгая подготовительная работа командиров, на что нет даже косвенных указаний [12, p. 25–26]. Мы ничего не знаем об отношении солдат к Виндексу. Однако Гальба запомнился воинам как довольно жесткий и требовательный полководец в период его командования войсками в Верхней Германии, куда он был назначен в 39 г. на место казненного Гетулика (Suet. Galba. VI. 2–3).