Найти тему
ЗАПИСКИ МАРГИНАЛА

Бухгалтерия для всех. Методика обучения. Часть 1

Знания и умения сами по себе не делают человека специалистом. Необходимо все это привести в некую систему. Соединять отдельные разрозненные факты в стройную систему можно и нужно научиться.

Проблема только в том, как именно это сделать. Хотя бы по аналогии с плаванием, ведь можно же и сразу в воду столкнуть, авось выплывет. В нашем случае вдруг проснуться однажды утром в кресле главного бухгалтера машиностроительного завода.

Вообще-то это самый эффективный метод подготовки, только и процент выбытия слишком велик. Несостоявшийся пловец тонет, а несостоявшегося главбуха увольняют, да еще вдогонку всех собак на него вешают.

Для большинства людей такой метод не годится. Остается одно - моделирование реалий на неких тренажерах, когда и ситуация приближена к реальности, и отрицательные последствия отсутствуют. Что называется, и волки сыты, и овцы целы.

Моделируется же бухгалтерский учет отдельно взятой хозяйственной организации, в конкретном отчетном периоде и с учетом определенного вида деятельности.

Из христианских преданий мы знаем, что крест, на котором был распят Спаситель, был не из дуба, кедра или ясеня, а из «дерева вообще». Я это к тому, что во многих учебных курсах также разбирается некая организация вообще, без указания вида деятельности.

Это наше нельзя, «дерево вообще» пусть останется в преданиях, а хозяйственная организация должна быть конкретной. Это может быть магазин, химчистка, турагентство, автопарк, ателье и все такое прочее. Один их месяц работы или один квартал, либо с формирования уставного капитала, либо с переноса остатков.

Пожалуйста, пример знаний, не сделавших человека специалистом. Арифметические функции сложения и вычитания знают все и прекрасно их используют.

Это связано с тем, что они являются элементарными, то есть не делящимися на составляющие, и соответственно могут использоваться как самостоятельно, так и вписываться в любую систему.

Но даже это вызывает сложности, если только чуть изменить условия. В кассе было сто рублей. Поступило в кассу двести рублей и выдано из кассы пятьдесят рублей. Сколько осталось в кассе?

Смешно? А мне грустно. Далеко не все могут это решить. А уж задача представить это в виде самой простой таблицы многих ставит в тупик.

Приходится рассказывать: у вас три яблока, вы купили еще два и одно съели. Сколько осталось. Для наглядности еще и раскладываю яблоки на столе.

Еще пример. Таблицу умножения знают почти все. Она является сама по себе замкнутой системой, и применяется достаточно часто. Но стоит чуть усложнить, допустим девять умножить на двенадцать, и сразу появляются сложности.

А ведь все просто. Девять умножить на десять, затем девять умножить на два, и полученные суммы сложить. Но стоило добавить элементы, и система рухнула как карточный домик.

Чуть сложнее. Выручка в торговле составила сорок тысяч, выручка в производстве шестьдесят тысяч, всего соответственно сто тысяч. Требуется определить процентное соотношение выручки по каждому виду деятельности в общем итоге.

Что тут сложного, меньшее разделить на сумму и умножить на 100%. Но это для очень многих является непреодолимым барьером. А ведь в школе все успешно решают уравнения интегрального и дифференциального исчислений.

Почему так? Потому что изучаются отдельные вопросы, а в общую систему не сводятся. Потому что изучается решение математических задач как таковое, а для чего это нужно и какая в том польза – о том ни намека.

Не буду говорить обо всей системе образования в целом. Может действительно ее целью является создание определенного потенциала, из которого каждый уже выбирает сам, было бы из чего выбрать.

А вот в системе дополнительного образования, и в частности на бухгалтерских курсах, никакого потенциала не создается, здесь учат предельно конкретным вещам.

Соответственно школьные и вузовские методы, то есть тема за темой, неприемлемы сами по себе. Пока изучается последняя тема, забывается первая, а для повторения времени уже нет, да чаще всего повторение даже и не запланировано. А если и запланировано, то механическое, в виде ответов на вопросы.

Только, пожалуйста, ничего запредельного. Сначала научить, а потом требовать. В более обобщенном виде можно определить, что перед учащимися нужно на каждом занятии ставить разумные задачи, чтобы он хоть и с некоторым усилием, но всегда успешно справлялся.

Ведь потребовать перечисления пофамильно всех жителей района можно, но бесполезно. А вот всех жителей подъезда пятиэтажки вполне реально.

Продолжение следует: