В 1995 году Кшиштоф Кесьлёвский выступил в Оксфордском университете. Перед окончанием интервью, у режиссера спросили о тематике его раннего ухода из кино. Журналист спросил – правы ли критики, сравнивая его с судььей из «Три цвета: красный»? «Я не делаю биографических фильмов» - немедленно ответил Кесьлевский. «Ни один из моих фильмов не снят про меня. У меня есть своя жизнь и я не буду никому говорить, какая ее часть включена в мои фильмы. Я не буду это говорить, потому что я это считаю своим личным делом. Никто не угадает каким образом я вставляю свои чувства в свои фильмы. Именно это всегда будет той частью работы, которую я держу при себе.» - он задумался на минуту. – «Я даже не скажу об этом жене – никогда.». Давайте вместе погадаем на кофейной гуще, но предварительно нужно посмотреть фильмы Кшиштофа Кесьлёвского.
1. «Покой» (1976, Польша)
В этом фильме Кшиштоф Кесьлёвский показал фактическую смерть польского социализма. Никому нет дела до лозунгов, начальству плевать на подчиненных и первые активно ищут способы обогатиться. На образцовых социалистических стройках царят стяжательство и эксплуатация. И в героях, подобных начальнику Антека, проглядывают черты будущих «новых поляков», которые через пятнадцать лет начнут разворовывать страну. А простой и честный работяга Антек всегда будет «крайним» в подобных ситуациях. Молодой Кшиштоф Кесьлёвский, как и реалист Кшиштоф Занусси, не тешат зрителя иллюзиями о том, что жизнь порядочных людей будет легка и проста.
2. «Кинолюбитель» (1979, Польша)
Не будем лукавить – немалое количество людей мечтают о славе. Кшиштоф Кесьлёвский был редким исключением из этого правила, потому что его мучила сваливавшаяся на него в 1990х европейская слава. И «Кинолюбитель» поднимает важный вопрос – можно добиться славы, но какой ценой? Готов ли ты ради признания отринуть свое прошлое окружение и заставить плакать своих любимых? Если нет, то хорошенько подумай, перед тем как мечтать о славе.
3. «Случай» (1981, Польша)
В жизни каждого человека бывали события, продиктованные случайностями. Это могут быть позитивные случайности – напился, опоздал на самолет и избежал авиакатастрофы или незапланированно сходил на премьеру и познакомился с интересным человеком. При этом не нужно забывать и о негативных случайностях – нечаянно пророненное слово или на первый взгляд незначительный поступок, стоившие отношений с близким человеком или хорошим другом. В свою очередь, в 1981 году Кшиштоф Кесьлёвский снял «Случай» - фильм о том, как одно событие может повлиять на всю жизнь человека.
4. «Без конца» (1984, Польша)
Практически каждый из персонажей фильма строит свою «фантомную» жизнь и Польшу, пытаясь таким образом убежать от гнетущей действительности. Но, если пытаться с помощью фантазии убежать от действительности, то последняя все-равно возьмет вверх. Конечно, в свете последующих событий, можно упрекнуть режиссера в излишнем пессимизме. Перед тем как критиковать режиссера за вышесказанное, посмотрите на год выхода фильма и простите Кесьлёвского за его пессимистическое видение будущего. Ибо, в 1984 году еще никто не мог подумать о скором крушении Восточного блока.
5. «Двойная жизнь Вероники» (1991, Франция-Польша)
Одной из основных тематик фильма является важность выбора в скоротечной жизни. В контексте «Двойной жизни Вероники» данный выбор стоит следующим образом – искусство или любовь? Несмотря на первоначально кажущуюся диаметральность героинь – Вероника из бедной Польши и Вероника из богатой Франции, режиссер показывает, что, несмотря на политику и разницу в материальном достатке есть те вещи, которые объединяют всех людей. Эта связь неочевидна и неосязаема, но все же ее можно нащупать.
Ставьте лайк и подписывайтесь на меня - у меня много интересного! Также по этой ССЫЛКЕ для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).