ЧАСТЬ 1
Когда мне поведали, что Николай Гаврись – первый в мире, я не поверил. В Крыму, в России - еще ладно. Но чтобы на всей планете! Оказалось, действительно - первый и пока единственный.
«ВНУТРЕННЯЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Николай встретил меня очень гостеприимно. За чашечкой кофе м пирожными мы и начали разговор. Мастер поведал не только о своем интересном открытии, но и о не менее любопытных перипетиях, которые довелось пройти на пути к успеху.
Новизна техники Николая заключается в следующем: он первым начал заниматься резьбой по торцу дерева (то есть в поперечном, а не в продольном срезе) при создании многогранных, больших композиций. Я спрашивал у Николая: «Неужели до вас никто об этом способе не догадывался?». Он ответил, что были до него и другие мастера, работавшие в такой технике, но это делалось, как правило, из одной породы и в малых размерах. Для подтверждения же слов о первенстве Николая существует международный сайт резьбы по дереву, на котором зарегистрирован и наш мастер со своими работами. До сих пор никто не оспорил его «пальму первенства». Николай и сам искал подобные вещи на интернет- порталах, но ничего подобного нет.
В отличие от других мастеров он создает огромные произведения, состоящие из нескольких частей, каждая из которых в свою очередь складывается из огромного количества мелких деталей.
«Здесь сплошной «хэндмейд», все своими руками. Не один станок никогда такого не сделает!» - заявляет Николай, и, посмотрев на «вещественные доказательства», убеждаешься в его словах без колебаний.
На фото - процесс создания отдельной композиционной детали - хамелеона
В работе мастера важна каждая деталь, каждая мелочь. Но вся точность, как ни удивительно, получается путем подгона. Николай говорит, что без геометрии в этой работе никуда, но здесь важна «внутренняя геометрия», «творческое видение», «творческое чутье». Здесь ничто не измеряется с линейкой, всё на глаз… но глаз алмазом должен быть!
Каждая деталь вырезается только по торцу и для каждой детали нужен свой вид дерева. Николай всегда пытается разнообразить цветовую гамму, композиционное решение. Однообразия в работе не признает:
«Лучше откажусь от проекта, чем приумножать обыденность!».
БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО - ИЗ МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ
Переходя от теории к практике, Николай показал одну из сложнейших работ- хамелеона. Посмотрев неопытным глазом, можно подумать, что он окрашен искусственно, однако каждая часть уже выкрашена самой природой. Разные цвета разных пород деревьев настолько мастерски подобраны и подогнаны друг под друга, что создают впечатление, что автор работы включит сейчас какой-нибудь тайный пульт и хамелеон оживет. Основание хамелеона хоть и делалось не по торцу, но потом подлежало конкретной «пластической операции» уже по всем правилам новой техники, в результате которого дерево за месяц превратилось в животное. За месяц поистине титанической ювелирной работы! К каждой дырочке нужно подобрать свой кусочек, для каждого шажка в работе – свой инструмент, для каждой гаммы- свой оттенок. Каждое дерево ещё же имеет и свой цвет- клен, например, внутри, красный. В общем, с дерева по цвету- хамелеону рубашка!
Бабочки и цветы изготавливаются в несколько слоёв- на каждый ряд крапинок, лепестков, оперения уходят дни, на саму деталь(бабочку)- месяцы, а на композиции в общем виде – годы. Самая сложная работа, над которой сейчас работает Николай, возможно, затянется лет на 6-7. Это книжный шкаф, состоящий из 5 дверей, каждая из которых –отдельная законченная композиция (из птиц, ящериц, хамелеонов, жуков, цветов, бабочек, лиан и т.д.).А помимо шкафа в композицию входят и еще несколько предметов. Уак говорится, работа не на одну выкуренную трубку. Но Николай не курит, а к работе привык подходить спокойно и взвешенно, хотя полет фантазии всегда несет вперед. И планку ставит себе всегда высокую. Каждую идею нужно продумывать сразу до мельчайших частиц, осматривать со всех ракурсов.-«Будешь смотреть на вещи поверхностно, так и будешь по жизни в задних рядах!»-говорит мастер.
Чем дальше он шел в разработке своего метода, тем более стремился к совершенству- там, где, например, была черная краска, появилось черное дерево, транспортировку которого мастер терпеливо ждал с Гавайев. Так постепенно все произведения стали целиком естественными, без единого подкрашивания, но каждое из них по-прежнему требует море терпения от создателя.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)
Вторую часть читайте здесь: