Найти в Дзене
От ума/Без ума

Образ Мадонны в искусстве. Глоссарий

Сегодня я хочу рассказать об истории образа Девы Марии и о разных его трактовках в заподноевропейской живописи. Какие символы несет в себе Мадонна?

"Сикстинская Мадонна" Рафаэль
"Сикстинская Мадонна" Рафаэль

Все дороги ведут в Рим

Согласитесь, изображение матери с ребенком ключевое для искусства? Когда же сформировался этот образ?

Скульптура
Скульптура

Образцы, датирующиеся 4-5 веками, восходят к древнеегипетской мифологии. Изображают эти произведения богиню Исиду (идеал женственности и материнства) и ее сына-младенца Гора.

Рафаэль "Мадонна в кресле (с Иоанном Крестителем")
Рафаэль "Мадонна в кресле (с Иоанном Крестителем")

Дева Мария — одна из основных героинь в живописи, часто встречающийся женский персонаж.

Альбрехт Альтдорфер. «Мария с Младенцем».(Яблоко, кстати, означает первородный грех)
Альбрехт Альтдорфер. «Мария с Младенцем».(Яблоко, кстати, означает первородный грех)

Подробнее: два типа женских персонажей в живописи или революция в восприятии героини, совершенная прерафаэлитами.

Помимо божественного трактования Мадонна позже приобрела более земной смысл. Она была не только Матерью Божией, а обычной молодой матерью.

Словарь

Очень важен для искусства эпизод Благовещения, где Мария узнает о том, что она станет матерью спасителя человечества. Картины, написанные на эту тему условно изображают пять «стадий» принятия Марией этой ошеломляющей новости: волнение, размышление, вопрошание, смирение, достоинство.

Сандро Боттичелли "Благовещение Честелло"
Сандро Боттичелли "Благовещение Честелло"
Андреа дель Сарто. Благовещение
Андреа дель Сарто. Благовещение
Фра Карневале. Благовещение
Фра Карневале. Благовещение
Сандро Боттичелли "Благовещение"
Сандро Боттичелли "Благовещение"

Аннунциата — это изображение сцены Благовещения, но без архангела Гавриила. В этот момент Мария понимает, что зачала Христа. На этих картинах можно встретить солнечные лучи, падающие на лоно или в ухо Богоматери (была версия, что непорочное зачатие произошло именно так.

Антонелло да Мессина. Аннунциата
Антонелло да Мессина. Аннунциата

Подробнее: кто такая Даная, и что у нее общего с Марией? Луч света, падающий на живот. Почему? Читайте здесь.

Иммакулата — картины под таким названием тоже изображают Непорочное зачатие. Только Мария здесь возвышена, идеальна, оторвана от реальности: парит в облаках.

Мадонна Иммакулата - Бартоломе Эстебан Мурильо. 1660.
Мадонна Иммакулата - Бартоломе Эстебан Мурильо. 1660.

Юность (девичество) Девы Марии — на этих картинах Мария изображена еще до замужества. Целью данных произведений является желание показать непорочность, целомудренность и праведность Богоматери.

Гвидо Рени. «Юность Девы Марии». 1640-1642.
Гвидо Рени. «Юность Девы Марии». 1640-1642.
"Юность Девы Марии" Данте Габриэля Россетти
"Юность Девы Марии" Данте Габриэля Россетти

Не менее важным и многоструктурным сюжетом является Вознесение Девы Марии, которое содержит Успение (Мария на смертном одре в окружении апостолов), Погребение, Вознесение и Коронацию (тогда Мария и стала Царицей Небесной)

Караваджо. Успение Марии
Караваджо. Успение Марии
Бартоломе Эстебан Мурильо. Успение Богородицы
Бартоломе Эстебан Мурильо. Успение Богородицы
Рафаэль. Успение Божией Матери
Рафаэль. Успение Божией Матери
Матео Черецо Младший. Успение Богородицы. 1650
Матео Черецо Младший. Успение Богородицы. 1650

Мизерикордия — Мадонна Милосердная, защищающая людей. Распахнув полы своей накидки, Мария покрывает ими простых людей, ограждая от опасностей. Часто Мадонну называли защитницей.

Симоне Мартини. Мадонна Мизерикордия
Симоне Мартини. Мадонна Мизерикордия

Часты изображения Богоматери вместе со Святой Анной (матерью Марии), Праведной Елизаветой (спустя несколько дней после Благовещения), Иоанном Крестителем и т. д

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Около 1500.
Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Около 1500.
Мариотто Альбертинелли. «Встреча Марии и Елизаветы». 1503.
Мариотто Альбертинелли. «Встреча Марии и Елизаветы». 1503.

Пьета — Мария оплакивает Иисуса, снятого с креста. Этот сюжет знаком многим (хотя бы по скульптурным изображениям). В отличие от сцены Оплакивания, где присутствуют другие фигуры, героями Пьеты являются скорбящая Мария и Христос.

"Пьета" Микеланджело
"Пьета" Микеланджело
"Пьета" Тициан
"Пьета" Тициан

На протяжении веков художники находили в образе Девы Марии новые смыслы. Множество сюжетов, канонов, поз, символов только подтверждают это.

Если вам было интересно, заходите сюда! Статьи разделены по рубрикам и темам, ищите и читайте то, что вам по душе!