Мальчик Сережа в истерике лежит на асфальте, мама терпеливо ждет, когда мальчик придет в нормальное состояние и с ним можно будет поговорить. У Сережи трагедия — сначала мама не дала понести пакет из магазина, а когда разрешила — поднять пакет он не смог из-за тяжести… Ах, да, Сереже недавно исполнилось 2 года.
Кризис 3-х лет – нормальное явление, через которое проходит каждый ребенок. В этом возрасте он начинает осознавать себя как личность, у него появляются собственные желания и тяга к независимости. К сожалению, этот этап взросления часто приводит к конфликтам с родителями. Но избежать их реально.
Признаки
Прежде чем приступать к активным действиям, родители должны удостовериться, что в строптивости малыша виноват именно кризис 3-х лет. Например, если мама заметила, что сын стал нехотя возвращаться с прогулок, причина может быть другой. Возможно, у него появились друзья, и ему не хватает общения.
Кризис необязательно наступает именно в 3 года. Обычно рамками называют возраст от 2-х до 4-х лет. Продолжительность индивидуальна: дошкольник выходит из этого состояния за месяц или за несколько лет. Определяется кризис по следующим признакам:
- Отрицание. Предположим, мама знает, что Сережа хочет мороженое, но когда она предлагает его купить, Сережа отказывается. В этот период ребенку важно, чтобы инициатива исходила от него.
- Непослушание. Сережа начинает устанавливать свои порядки, отказывается выполнять поручения.
- Упрямство. Можно сказать, что это «упрямство ради упрямство». Видимой причины нет, только желание поступить по-своему.
- Деспотизм. Помыкание окружающими, манипуляции.
- Обесценивание. Сережа теряет интерес к любимым игрушкам, может портить их или оскорблять любимую бабушку.
- Независимость. Сережа решил завязать шнурки сам, и он это сделает. Если мама попытается помочь, он закатит истерику.
- Бунт. Вспышки гнева и истерики.
Что делать?
Взрослые должны реагировать спокойно и не настаивать. Большая часть возможных желаний ребенка выполнимы: он пытается помыть за собой тарелку, купить понравившуюся рубашку (а не ту, которую выбрала мама), сделать поделку в садик без посторонней помощи. Запреты нужно объяснять. Нельзя повышать голос. Вредны и категорические требования: в ответ на них последует истерика, а вежливые просьбы некоторые дети выполняют.
Педагоги пришли к мнению, что главное в этот период – понимание. Ребенку сложно осознать изменения в своей жизни, он впервые думает о себе как об отдельном существе, у которого могут быть желания и потребности. Только доверительные отношения со взрослыми и уступки с их стороны помогут быстро преодолеть кризис и заложить основы будущей самостоятельности.