Собрание большого консерваторского коллектива в начале учебного года вещь привычная. Но в контексте нынешней обстановки первую репетицию студенческого симфонического оркестра Саратовской консерватории можно считать особенно значимой. Потому что она первая после. Своими впечатлениями от знакомства с первым курсом и проведённой 3 сентября репетицией делится Михаил Мясников, композитор, дирижёр, преподаватель кафедры дирижирования СГК имени Л. В. Собинова.
Михаил Вячеславович, было очень интересно наблюдать за собранием и церемонией принятия 1 курса в обойму, когда каждый первокурсник вышел и исполнил небольшой сольный отрывок на своём инструменте. До этого я присутствовал на собрании народного хора и там зачисленные на первый курс студенты-бакалавры тоже выходили на сцену и пели коротенький номер. Я так понял, что эта тема у многих распространена. А насколько давно эта традиция у Вас?
- У меня она второй год. Я думаю, что да - так или иначе у кого-то что-то похожее происходит, а в коллективах тем более. Просто у меня, особенно со скрипачами, это ещё связано с тем, что мне очень важно их послушать, пускай даже вот немножко, чтобы определить куда их посадить - на первые или на вторые скрипки. В принципе, с духовиками так же, но попроще.
- Я уже до занятия представляю уровень, потому что общаюсь с их педагогами по специальности, с завкафедрами; они высказывают свои пожелания. В прошлом году, когда я стал главным дирижёром и художественным руководителем студенческого симфонического оркестра, у нас внутри коллектива сложились отношения, когда ребята максимально могут поддержать друг друга и поддерживают - это очень важно.
Вы на собрании огласили план на весь год. Получается, программа, которая сейчас есть, она определяется на весь год уже в сентябре, правильно?
- Я Вам больше могу сказать. Думать над новой программой начинаю ещё весной. Сформирована она была в июне. Потом обсуждалась с администрацией консерватории, с кафедрами (со струнной, например, и с духовой). Но окончательное решение о составе произведений принималось в августе.
Что будете играть?
- У нас 2 программы. Первая посвящена нашим саратовским композиторам, Владимиру Станиславовичу Мишле (4 симфония) и Владимиру Григорьевичу Королевскому (2 симфония). Мы планируем её ко дню рождения консерватории. В составе второй программы есть 7 симфония Бетховена. Хотелось бы осуществить в этом полугодии концерты, когда со студенческим оркестром солируют студенты консерватории - это касается, например, струнников, ударников и духовиков. У пианистов сольные номера я планирую с Поволжским камерным оркестром. Мне очень важно, чтобы у студентов была возможность сыграть с оркестром. Во втором семестре мы хотим воплотить проект "Сказки Римского-Корсакова": постановка нескольких сцен из разных сказочных опер композитора ("Кощей Бессмертный", "Садко" и т.д.), где тоже будут принимать участие студенты. Таким образом и у студентов-вокалистов будет возможность что-то исполнить, выступить с оркестром.
Вообще, после карантина выход за дирижёрский пульт, управление большим оркестром и возможность наконец-то услышать живой звук крупного коллектива... Мне кажется, это крутая тема. Как ощущения после долгого перерыва?
0, потрясающие! Может быть, я даже как-то волновался. Но, конечно, не в плане выхода за пульт, а я в принципе очень соскучился по музыке, своему оркестру, своим студентам, к которым я очень уважительно отношусь. Я ещё раз подчеркну, что у нас сложились по-семейному тёплые отношения в симфоническом оркестре и, при этом, они максимально рабочие, сконцентрированные. Я вижу, как ребята стараются, выкладываются на 120%.
Когда я сидел внутри оркестра и фотографировал, то обратил внимание на высокую дисциплину коллектива. Не видел тех, кто перешёптывается или копается в телефоне, пока Вы за пультом работаете. Я наблюдал изнутри, как они относятся к партии. При этом, я не говорю о выверенной игре, её ещё предстоит добиваться, особенно после долгого простоя - речь не об этом, а именно о том, как они прислушиваются и вообще как они в целом СМОТРЯТ НА НОТЫ, на свои партии. Это действительно мне понравилось.
- Я начал репетицию с читки с листа. Мы прочитали 2 части 7 симфонии Бетховена и симфонию Мишле. Все вместе не музицировали с конца марта. Сейчас нащупываем свой рабочий ритм. Поэтому, читке с листа уделяется много времени; так же было и в прошлом году. Мы стараемся всегда читать с листа независимо от того, вынесем ли данное конкретное произведение на концерт или нет. Я прекрасно понимаю, что для любого оркестранта умение читать с листа - его хлеб и профессионализм. Потому что тогда, когда оркестрант попадёт уже в профессиональный оркестр, где ритм жизни такой, что неделя и новая программа, ему нужно очень быстро включаться и просто нет возможности учить партию месяцами. Поэтому на репетиции я и обращал внимание на читку. Можно сказать, что первая репетиция и все рабочие процессы на ней прошли нормально. Симфонический оркестр это большая машина, которую нужно завести.
- Касательно дисциплины... Я всегда был её сторонником в сторону чуть большей строгости. Симфонический оркестр -это, своего рода, модель существования музыкантов. Причём она как социальная, так и жизненная и иерархическая.
В этой связи я вспомнил нашего Артёма Николаевича Зорина. В беседе о фильме "Любовь" Михаэля Ханеке он вспоминал фильм Феллини "Репетиция оркестра" и говорил, что разные инструменты олицетворяют социальные группы и темпераменты...
- Да. Поэтому, я считаю, что дисциплина это очень нужный инструмент, чтобы поддерживать единый и понятно работающий организм, в котором ясно кто за что отвечает. Начиная с того, как ты сидишь, на каком уровне у тебя пульты, когда поднимаешь инструмент, насколько вместе с остальными выходишь на сцену и прочее.
Можно ли сейчас, после первой репетиции, говорить о впечатлениях самих первокурсников от нахождения внутри консерваторского оркестра?
- О впечатлениях с их стороны можно будет говорить к концу семестра. Их ожидает огромная и интересная работа.
Беседовал и фотографировал Аслан Антонов