Есть несколько видов критики.
Вот стоит на выставке новый дизельный двигатель с КПД в 45%.
Послушаем отзывы:
- "Убожество, давно пора все ДВС запретить, все должно работать на чистой энергии вакуума". Ясно. Этот человек с физикой не дружит. Да и с головой.
2."Ребята, вы чего? У вас же бОльшая часть энергии впустую расходуется"
Этот про закон сохранения энергии слышал. А про теорему Карно нет.
3."Ничо так, недалеко от теоретического предела". А этот и теорему Карно знает.
4."Ребята, это круто. У нас выше 43 не получается". Это понятно - коллега.
5."Мне представляется, что соотношение площади поршня и хода выбрано не оптимально. Можно было бы еще полпроцента выжать, а то и процент." А вот это эксперт. Он посмотрел не один показатель, а полную информацию и у него есть мысли по реальному улучшению конструкции. Только с ним и имеет смысл что-то обсуждать.
А теперь перед нами не двигатель, а гораздо более сложная "государственная машина". Мы не знаем ее реального КПД. Можем представить, что существует некоторый аналог теоремы Карно, но от чего теоретический предел КПД зависит не имеем представления. Но весь спектр отзывов мы услышим. С преобладанием первого и второго типов.