Найти тему
БЛОГнот писателя

Как создать концепцию бестселлера

Оглавление

Концепция – это развернутый ответ на вопрос: о чем моя книга, каков герой, про что ключевой конфликт, в чем цель. Это содержание художественного замысла. Чем он сильнее, чем сильнее концепция.

В моде все! Можно ходить в чем угодно, слушать разные направления, смотреть разнообразные жанры. В писательстве так же. Говорить на разные темы. На все найдется своя аудитория. Я бы добавила, что мода на отсутствие моды.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Учусть в академии "Эксмо"

Три кита звонкой концепции:

1) Создана в зоне эмоционального напряжения, в зоне социально-психологического запроса.

Это обсуждаемые обществом вопросы. То, про что пишут СМИ, обсуждается в сети, то, что постоянно на слуху и волнует широкие массы.

В погоне за «горячими острыми» темами есть опасности:

  • Не успеть издать книгу. Чем быстрее вспыхивает тема, тем меньше она живет.
  • Чем больше говорят о чем-то, тем меньше есть что сказать, чем удивить. Поляна истоптана. Интерес пропадет.

Как быть? Взглянуть на ситуацию под новых углом, провернуть инверсию. Это может вызвать отклик.

А также личные переживания. Это вечные темы. То, что интересно здесь и сейчас. Тексты про таких же, ка к и я. Важно лишь определиться с ЦА, ее болями, иметь возможность знакомиться и погружаться в личную жизнь человека про/для которого пишу.

2) Архетипичность.

Силовая зона, энергетическая артерия. Если вы знакомы с трудами Юнга (привет психологам), то понимаете о каких образах идет речь.

Чем похожи писатель и психолог?

Архетип – это магнит в потоке коллективного бессознательного. То, что привлекает внимание в мутном потоке информации. Не осознаются, но чувствуются.

Осознаются:

  • Архетипичне идеи – это понятные многим простые идеи, например, материнство
  • Архетипичные образы – уже более детальная расшифровка, например, самопожертвование матери
  • Архетипичные сюжеты – самое важное для писателя. Это так хорошо знакомые истории Золушки, Феникс и т.д.

3) Новизна.

За что зацепиться в усиливающему потоке информации? То, что выделяет, то, чего не было, свежий взгляд, оригинальная мысль.

Но ведь мир такой древний, обо всем написано. Много раз. Как быть?

  • Довести идею до абсурда. Например тему толерантности до полного отсутствия в будущем различий у людей. Тут бы я была осторожнее, а то ненароком можно сдвинуть окно Овертона.
  • Инверсия. Поменять местами стороны конфликта. Например, главной темой обсуждения станут не разговоры о похудении, а наоборот, как бы набрать больше массы. Или рассказать историю глазами Чудовища, а не красавицы. Поиграть с местом действия, поместить героев в новые условия.
  • Химеризация. Скрестить в одном тексте несколько жанров, архетипов, идеи.

Метод Да Винчи

У гения были таблички с частями тела. Перебирал, совмещал, изучал, открывал.

Так и писатель, может написать расписать несколько вариантов идей на каждый из трех китов. А затем в случайном порядке производить скрещивание и смотреть, какие интересные вариации получились. Важно, чтобы выбранные образы лежали в сфере интересов.

Одних китов мало. Нужно, чтобы подгружалась энергетика. Если сюжет не в сфере интересов писателя, создать сильный текст будет проблематично. Нужно искать с компасом те темы в рамках трех пунктов, на которые зажжется внутри.

Что такое успех писателя

Двигать может как любовь, так и ненависть. Например, образ Долорес Амбридж В Гарри Поттер явно списан с какой-то раздражающей Роулинг Чиновницы. Такой цепляющий образ создается только когда в него заложены чувства. Говорят, у Достоевского все подлецы зовутся Петрами. Прямо как того, кто предал группу тогда еще революционного Федора Михайловича.