Найти тему
Даруль Фикр

Отрицание недостатков в отношении Творца

Мы описываем Всевышнего Аллаха теми именами и атрибутами, которыми Он себя описал или описал Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует).

Что же касается недостатков, то нам не нужен каждый раз довод на то, что Всевышний Аллах ими не описывается: что Он не является телом, не состоит из частей, не перемещается, не изменяется и т.п.

Как известно, псевдосалафиты порицают тех, кто отвергает в отношении Аллаха любые недостатки, которые прямо не отвергаются в священных текстах.

Согласно этому ложному правилу, для того, чтобы отрицать, к примеру, что Аллах газообразной формы или, что Он дышит воздухом, нам нужен прямой довод из Корана и Сунны. Абсурдность этого правила очевидна.

По этому поводу хотел привести важные слова имама маликитов Андалусии.

Кади Абу Бакр ибн аль-Араби (468 – 543 гг. по хиджре) сказал в книге «Аль-Амад аль-Акса» (с. 199):

فأما باب النفي فلا يحصره ضبط، وإنما هو مطلق العبارة في كل مستحيل على الله تعالى، فنقول: إنه ليس بكذا فى كل معنى لا بجوز عليه، وليس لذلك ضبط يحويه، إلا أن نقول إنما ننفي عنه ما يؤدي إلى حدثه أو حدث معنى فيه ، أو قلبه من حقيقته ، أو التشبيه بخلقه ، أو تكذيبه في خبره ، أو تجويره في فعله
«Что же касается отрицания недостатков, то оно не подпадает под данное правило: можно свободно отрицать все, что абсурдно в отношении Аллаха. Мы говорим: «Аллах не является тем-то» про каждый смысл, который не допустим для Него. В этом вопросе нет никаких ограничений: мы отрицаем в отношении Аллаха все, из чего следует Его возникновение (сотворенность) или возникновение Его атрибутов, Его изменение, сходство с творениями, отрицание Его сообщения или несправедливость Его действий».