Сегодня в гостях у канала «Как попасть в книгу» человек, которого так или иначе, даже сами о том не подозревая, знают, кажется, все. И совершенно точно - постоянные читатели моего канала:)
Екатерина Пясецкая - один из женских голосов московского метро с начала 1990-х и буквально до прошлого года. Ведущая передачи «Пионерская зорька» в начале 1980-х. Телеведущая на центральных каналах страны, журналист, актриса (передачи "Спокойной ночи, малыши!", "Утиная охота", "Доброе утро", сериалы «Салон красоты», «След»), выпускница легендарной Школы юных дикторов при Гостелерадио, а сейчас руководитель Центра детского и юношеского телевидения «TVоя перспектива». Читатели моего канала знают её ещё и по совершенно уникальному проекту: именно Екатерина сыграла продавщицу в лавке «Дьявольских кукол мадам Мэндилип» - #фильме-комиксе с Вячеславом Невинным в главной - женской! - роли. Я встретилась с Екатериной, чтобы узнать подробности этих необычных съёмок.
- Екатерина, расскажите, как вы попали в этот фильм?
- Мне был 21 год. Этот год был для меня очень успешный в плане работы, в плане интересных предложений. Я тогда только вышла замуж, спустя несколько месяцев узнала, что жду ребёнка. Казалось бы, должен наступить спокойный домашний период, но, как ни странно, на меня просто, как из рога изобилия, посыпались конкурсы, кастинги, и я их все успешно проходила! Именно в тот год началась моя карьера телеведущей. Возможно, в период беременности возникает такой импульс, который дает женщине особую энергию.
К тому моменту я вела много концертов, ездила на гастроли, общалась с разными артистами, режиссёрами. Уже не помню, кто именно пригласил меня на кастинг на «Мосфильме» - но не на «Мадам Мэндилип» - об этом проекте я тогда ничего не знала.
И так получилось, что я на тот кастинг опоздала. Причем, мы приехали вместе с мамой. На проходной уже никого не было. Сотрудница справочной не могла выписать нам пропуск, потому что уже все разошлись, но предложила позвонить в съёмочную группу, чтобы за нами спустились и встретили. И вот я стою, набираю на телефоне, висящем на стене, номер, который она мне дала, а мимо проходит какая-то женщина. Она посмотрела на меня так пристально и вдруг говорит: «Девушка, ну-ка иди сюда! Пойдем, я тебя представлю режиссеру!» Я, честно говоря, подумала, что это ассистент как раз из той картины, куда меня изначально пригласили.
Мы поднялись в съёмочную группу, и так я познакомилась с Суреном Бабаяном, режиссёром «Мадам Мэндилип». Он тут же дал мне несколько актёрских заданий, сделал фотопробы и сказал, что позвонит, когда примет решение.
В тот же вечер от него звонок: я тебя утверждаю. Куда утверждаю, что утверждаю, - я вообще ничего не понимала. Он объяснил, что это такой необычный фильм, в котором сниматься будет немного сложнее, потому что играть надо только глазами. Здесь нет ни голоса, ни движения — только фото.
Сценарий дали, договор заключили, и я стала готовиться. И вот уже накануне первого съёмочного дня он мне звонит и сообщает очень неприятную новость: «Понимаешь, у нас главная #звезда — это Невинный. Мы всё подстраиваем под него, у нас это ключевая фигура. И он сегодня устроил настоящий скандал, когда узнал, что с ним на площадке будет сниматься непрофессиональная актриса. Вы что, говорит, меня за мальчика держите? Да мы будем до вечера одну сцену снимать! В общем, нет, категорически нет!».
Я, конечно, сникла, а Сурен говорит: «Но! Есть и положительный момент! Он же тебя ещё не видел. Так что ты все равно приезжай к началу съёмок, и давай с тобой так договоримся: если он скажет "нет" уже на площадке, то без обид, никаких слёз — просто встаешь и уходишь. Согласна?»
Ну хорошо, согласна...
И я приехала на съемочную площадку в очень подавленном настроении, познакомилась там с Зельдиным, а вот Невинного я ещё не видела к тому моменту: его гримировали, одевали в платье, в эти перстни безумные… И я помню, что, когда мне наложили грим, я подошла к зеркалу, посмотрела на себя, и мне стало себя так жалко! В этот момент моя роль как будто в меня проникала — образ этой девушки, несчастной, забитой, полностью во власти дьяволицы… И я смотрю на себя в зеркало, и как будто ухожу в это отражение, в этот образ. У меня на глазах слёзы, я чувствую ужас внутри холодящий. И вот мы вышли на съёмочную площадку - и появляется Невинный. Я очень его боялась, очень! Для меня он в тот момент действительно был олицетворением зла, сейчас как скажет: уходи с площадки! - и мои #съёмки на этом закончатся!
Я потом поняла, что мой страх был как раз то, что нужно для этой сцены. И так получилось, что мы практически с первых дублей её сняли, потому что ужаса у меня в глазах было хоть отбавляй.
А дальше было очень смешно. Мы сидим в гримёрке, причём, сидели замечательной компанией: я, Невинный и Зельдин, чай-кофе пьём, ждём следующую сцену, и Невинный начинает мне рассказывать: «Ну вы представляете, а они мне хотели подсунуть непрофессиональную актрису! Они думают, что, я мальчик, дрессировать тут кого-то, учить?!» И Зельдину говорит: «Ну ты представляешь? Да мы бы до вечера эту сцену снимали! Ну могут же, когда хотят, нашли же достойную замену!».
Я так смутилась и говорю: «Вообще-то это я…» И он таким грозным голосом спрашивает: «Кто я?!». Я робко отвечаю: «Это я… Я непрофессиональная актриса…» И дальше такая пауза, и он на меня прямо накричал: «Никогда о себе так не говори! Непрофессиональная актриса — это та, которая играть не умеет. А ты умеешь — значит, ты профессиональная актриса». И Зельдин говорит: «Да-да, можно иметь три диплома, и не уметь играть, мы часто сталкиваемся с такими ситуациями».
И дальше у нас всё было очень хорошо, мы подружились на площадке, но надо сказать, что Невинного я встречала и раньше, в детстве, и мы с ним даже работали вместе. Он, конечно, этого не помнил, а я не стала напоминать. В детстве я училась в Школе юных дикторов Гостелерадио, была ведущей передачи «Пионерская зорька». И Невинный к нам приходил, мы записывали какой-то радиоспектакль, мне было лет 14 тогда. Это было первое наше с ним пересечение. Мы, дети, смотрели на него как на гуру, и вот спустя какие-то семь лет снова встретились на площадке.
А ещё была интересная сцена, уже в конце. Жалко, один кадр из неё (отражение Невинного-Мэндилип в зеркале, когда он появляется сзади, накладывает руку мне на шею, душит меня) не вошёл в финальную версию фильма. Но без этого кадра всё выглядело так: я мысленно кричу: «Она здесь, она пришла за мной…», а никто больше Мэндилип не видит, я корчилась в муках, падала со стула и умирала. И тут Сурен Бабаян, режиссер, такого "Станиславского выдал": «Катя, не верю!» А надо сказать, что весь фильм, и эту сцену в том числе, снимали в движении, не просто: сидишь — потом лежишь. Это действительно шло действие. Потому что статично невозможно сыграть. Были живые сцены. Все это фиксировалось фотокамерой.
И он мне говорит: «Катя, не верю!» Я думаю, вот она, непрофессиональная актриса. Несколько дублей мы сняли. И тут я вспомнила - мы как-то раз сидели с Зельдиным и с Невинным, общались, и они мне рассказали историю, как Жану Габену нужно было сыграть такую сцену: он открывает дверь, входит в зал и узнает о гибели своего сына. И ему нужно сыграть одними глазами, одним лицом страшное изумление, ужас, горе. А он никак не мог настроиться. И тогда велел принести таз с ледяной водой, этот таз поставили при входе в зал, он разулся, снял носки, и когда открывал дверь — вступал в эту ледяную воду. И у него на лице всё, что было нужно, отражалось — психофизика! А я тогда, как губка, впитывала всё, что они рассказывали, было очень интересно. И когда мне Сурен сказал «не верю», поняла: надо что-то придумать. Конечно, до таза дело не дошло, но где-то за 30 секунд до мотора я просто переставала дышать. И когда надо было по сценарию задыхаться — я уже действительно задыхалась. И сняли в итоге очень быстро.
-А сколько всего времени ушло на съёмки?
-Немного. Я приезжала всего лишь несколько дней. Мы снимали довольно быстро, наверное, из-за того, что не было текста. Главная сложность была в том, что нужно было играть глазами. Как раз поэтому Невинный и был против непрофессиональной актрисы. Ладно бы это был обычный фильм, со словами, с текстом, можно было бы как-то где-то "подворовать" на голосе, на интонации, но играть просто лицом сложнее. Очень хорошо поработали гримёры: грим, конечно, очень многое дает. Он в тебя прорастает просто. Меня грим всегда вдохновляет.
-А как Невинный себя в женской роли чувствовал?
-Ну он, конечно, кряхтел, конечно, ворчал. Он вообще ворчун был такой. На первый взгляд могло показаться, что он злой был, но, присмотревшись, легко было понять, что его ворчание было доброе. Он напускал на себя такую суровость. А мадам Мэндилип - это просто потрясающее попадание в образ! Как Сурену такое решение пришло — это совершенно невероятно, я была в шоке, когда узнала, что Невинный играет женщину! Когда я увидела его в платье, в этих бутафорских украшениях, он был настолько органичен в этом наряде, что в какой-то момент мне показалось, что это действительно страшная, демоническая женщина! А его взгляд! Он мог этим взглядом убить! У него взгляд был ну настолько выразительный, горящий, кричащий! В нашей первой сцене он же буквально уничтожает меня взглядом, у меня реально мурашки бежали по телу. Я до сих пор помню те свои ощущения, этот холодок, скользящий по спине, я всё это помню! Ну это же гениально!
- А вам не было страшно сниматься, ведь это, в общем, фильм ужасов?
- Было страшно. Я, во-первых, очень эмоциональный человек, во-вторых, была беременна. Если бы позже мне предложили, я бы уже не согласилась, тем более, в конце ведь героиня погибает, это не очень хороший знак. Но у меня жажда работы была такая, что меня ничем невозможно было остановить.
А самое интересное, что потом я все-таки попала на те пробы, на которые приезжала тогда на "Мосфильм". Но в той картине я уже не снималась. Это был фильм «Ключ» Павла Чухрая, он провёл со мной пробы в Доме кино и пригласил на кинопробы в Питер. Я приехала в Питер, все было очень здорово, и Чухрай был доволен. Но съёмки были запланированы на январь-февраль, когда мог сниматься Калягин. А я вот... не могла! Чухрай мне говорит: какие у тебя могут быть дела, что ты не можешь? А я отвечаю: дела очень важные, я буду ребенка рожать в это время. И он сначала рассердился на меня: зачем же ты тогда ко мне приехала вообще на пробы, если знала, что не сможешь сниматься? Я говорю: знаете, я до последнего думала, вдруг получится по срокам, вдруг как-то сложится. Он подумал и говорит: в принципе, я тебя понимаю, я бы тоже, наверное, так поступил. Шанс нельзя упускать.
-А почему по «Дьявольским куклам» не сняли полнометражный фильм? Почему сделали фотофильм?
- Хотели внедрить на российскую почву стилистику, формат комикса. Мне потом позвонили — через год или два — и сказали, что эта работа на каком-то фестивале в США заняла второе место.
-Вам потом приходилось ещё встречаться с Невинным и Зельдиным?
-С Зельдиным мы потом пересекались ещё не раз. Но я ему не напоминала о наших совместных съёмках, мне казалось, что это поставит человека в неловкую ситуацию - вдруг он уже не помнит этот проект, сколько времени прошло, сколько людей вокруг сменилось. У нас был очень большой интервал: мы не виделись с 1991 года, наверное, лет пятнадцать. Я потом только посмотрела, ему ведь на момент съемок в «Мадам Мэндилип» было 76 лет! А он был такой подвижный, такой эмоциональный, такой лёгкий, и вообще он был "молодой" — да, пожилой, конечно, но не старик! Он был такой живой! Более того, мы с ним последний раз сталкивались уже в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя за несколько лет до его кончины. То есть ему было уже около ста лет! Я была ведущей концерта на День города. И когда мне сказали, что в концерте участвует Зельдин, то, честно говоря, у меня аж сердце сжалось: думаю, сейчас он, наверное, будет на колясочке, сколько ему лет уже! И появляется Зельдин! И вот этот блеск, этот огонь в глазах, и потрясающая совершенно энергетика! Он ждал выхода за кулисами, играла музыка, кто-то на сцене выступал, и Зельдин не мог спокойно стоять на месте. Я ему говорю: присаживайтесь! - ну потому что ему же еще работать на сцене! А он — нет-нет! Он пританцовывал, напевал, он горел, пока ждал своего выхода, и вышел на сцену, и зажёг зал! Это было что-то невероятное. Было просто невозможно представить, что ему почти сто лет. Я с таким теплом его вспоминаю! Невинного вспоминаю с уважением и трепетом, а Зельдина — с невероятным душевным теплом. Тоже, конечно, с уважением и благоговением, но вот ещё какая-то у меня теплая волна по отношению к этому человеку. Он очень добрый был, очень светлый, совершенно замечательный.
-А с Невинным больше не встречались?
-Нет, с Невинным я больше не встречалась.
-Очень жалко, что такую работу увидело так мало людей.
-Мне тоже жалко. Я ведь сама смогла посмотреть этот фильм только сейчас. На протяжении многих лет мой сын искал, обнаружил один экземпляр в Ленинской библиотеке, а вот муж нашёл ваш материал в интернете. Так что вам спасибо!
Почему фильм в своё время не увидели многие? Но это ведь были 90-ые. Опять-таки, издание вышло в не очень хорошем полиграфическом качестве. Может, денег было не так много вложено. Не думаю, что актеров прямо озолотили, возможно, они тоже согласились на эту работу ради эксперимента. Хотя мне заплатили очень хорошо, по моим девчачьим меркам. Я сейчас не помню точно, сколько, но ощущение было, что я прямо богачка! То, что мы делали тогда, никто этого больше не делал. Комикс в исполнении таких актеров! Это оригинальная работа, оригинальный проект. Я благодарна судьбе, Господу благодарна, у меня вообще была очень яркая молодость, творческая, интересная. Это было время возможностей — 90-ые годы. Когда многое ломалось, но и создавалось многое, все были в состоянии эксперимента. Даже вот «Дьявольские куклы мадам Мэндилип» — это тоже был #эксперимент.
А ещё Екатерина рассказала, где снимали "Мадам Мэндилип"! Это здесь!
Полная версия фотофильма здесь.
Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".
Читайте и гуляйте по Москве!
#ИНТЕРВЬЮ