Найти в Дзене
ГУМАНИТАРИЙ

Проклятый матерью ребенок: в какую судьбу верили славяне?

Безусловно, матери любят своих детей. Но когда ребенок не слушается, бьется в истерике, становится неуправляемым, раздраженная, уставшая, с измотанными нервами мать, бывает, прикрикнет на него. А если она не привыкла стесняться в выражениях, то с языка может сорваться и «черт бы тебя побрал», «чтоб ты пропал», а то и «будь ты проклят».

"Иногда я ненавижу своего ребенка"
"Иногда я ненавижу своего ребенка"

В 21 веке мы почти забыли о том, что значит сакральная сила слова. Наши предки относились к тому, что говорят, с большим вниманием, и славянская мифология считала случайно сорвавшееся с губ материнское проклятие вполне настоящим, имеющим для ребенка мистические последствия.

Старик-леший
Старик-леший

Этнограф М. Забылин изучал народные поверья, бытующие на Руси в 19 веке. Согласно славянским верованиям, проклятый в разговоре матерью ребенок отныне принадлежал нечистой силе. Ночью за ним приходил загадочный старик или старуха (оборотень-леший) и уносили с собой. О похищенном ребенке заботились: его кормили украденной едой, которую хозяйки готовили без Божьего благословения, одевали в украденную одежду.

Проклятые дети становились внизу иерархии нечистой силы. Они могли оборачиваться предметами или животными, и приносить людям вред. Есть также поверья, что проклятые дети – это кикиморы, болотники, домовые, которые тревожат людей, путают и губят их.

Кикимора
Кикимора

К сонму неприкаянных душ примыкали игоши – мертворожденные дети или выкидыши, представляющиеся в темном мире уродцами без рук и ног. Это дети, умершие без крещения, и потому, как верили славяне, преданные нечистой силе. Часто считалось, что игошей становится не любой мертворожденный ребенок, а только нежеланный, похороненный тайно, не должным образом. Они селились в избе и мучали хозяев своими проделками.

Игоша у дома
Игоша у дома

Если проклятого ребенка не забрал старик, то судьба его все равно не будет счастливой. Наши предки верили, что его дом покосится, скотина будет болеть, дело не будет ладиться.

И даже предпочитая психологию мифологии, сложно спорить, что ребенок, который слышит в свой адрес от матери страшные слова, пусть даже брошенные вскользь, может получить эмоциональную травму. Поэтому давайте даже в 21 веке быть более внимательными к тому, что произносим вслух.