Найти в Дзене
Чтец смыслов

Долготерпение и правосудие Божие

Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский

Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Читанная сегодня из Евангелия притча о виноградном саде, под именем которого должно разуметь еврейский народ, показывает, что Господь Бог крайне милостиво и долготерпеливо старался о спасении сего народа. Но как этот народ, несмотря на все употребленные для его спасения меры не покаялся и не исправился, то Бог наконец должен был поступить и поступил с ним по строгости Своего правосу­дия: отверг его.

Поскольку же у Господа Бога нет лицеприятия (Рим. 2, 11) и Он праведен... во всех делах Своих (Пс. 144, 17) (следовательно, так же может поступить и с нами, если живем худо), то правильное понятие о Божием долготерпении и Божием правосудии весьма важно и нужно для всех нас. Хочу обратить на них, держась истории народа еврейского, общее внимание.

Господь Бог поступал с народом еврейским крайне милостиво и долготерпеливо. Дабы этот народ возлюбил Его, как должно, всей полнотой любви и получил как временное благополучие, так и вечное блаженство, Господь Бог устранил его, в родоначальнике Аврааме, от сожительства с народом развратившимся, чрезвычайно умножил его, освободил его от египетского рабства, даровал ему Свой закон, ведущий к святой жизни, а для жительства — землю, где течет молоко и мед (Исх. 13, 5), то есть весьма изобильную, а потом могу­щественно защищал его от всех враждебных действий сосед­ствующих народов.

Этот осыпанный Божьими благодеяниями народ должен был возлюбить своего величайшего Благодетеля всем серд­цем, но он не только не возлюбил Его, а часто совершенно забывал Его, поклонялся идолам и жил преступнее язычни­ков. Дабы расположить этот народ к покаянию и исправле­нию, Господь Бог посылал к нему пророков, но — тщетно: этот народ оставался непокорным и более и более прилеп­лялся к идолам. Бог посылал к нему других пророков, кото­рые, с новой силой обличая его в несоблюдении данного ему закона, увещевали его к оставлению порочной жизни и к пре­провождению жизни по данному закону. Еврейский народ не слушал и этих пророков, презирал их увещания и гнал и предавал смерти их самих. Наконец Господь Бог отнял от сего народа часть Своей благодати, и десять колен его, составлявшие царство Израильское, наибольшей частью [были] взяты ассирийским царем в плен и отведены им в свою землю. Два колена — Иудино и Вениаминово, составлявшие царство Иудейское, еще оставались. Бог продолжал посред­ством Своих пророков прилагать сильное попечение о сем царстве. Но ни несчастье десяти колен, ни сильные убеждения пророков не воздействовали на сердце иудеев. Они только ожесточались против пророков, презирали их увещания, с ними самими поступали так же худо, как прежде их одно­племенники — десять колен, и оставались нераскаянными. При таком состоянии иудеев пришел вавилонский царь Наву­ходоносор и пленил их, как прежде пленена была наибольшая часть десяти колен их племени. Только в продолжение семи­десяти лет вавилонского плена Господь Бог несколько испра­вил этот упрямый народ и — возвратил его в свою землю. После вавилонского плена иудеи уже не впадали в грубое идо­лопоклонство, но скоро опять стали жить не по закону Божию. Они забыли великие Божии благодеяния и всем серд­цем прилепились к земным и чувственным благам.

Наконец Господу Богу угодно было испытать послед­нюю меру. Он послал к иудейскому народу Своего Сына. Сын Божий действовал на сердце сего народа Своим небес­ным учением, Своей пресвятой жизнью и почти непрестан­ными чудотворениями — действовал так сильно, как не дей­ствовал еще никто, нигде и никогда. Казалось, нельзя было не ожидать желанной перемены сердца в этом народе. Но иудеи не слушали и Сына Божия, всячески старались истребить в своих соотечественниках уважение и доверен­ность к Нему, а наконец раззлобились на Него до такой сте­пени, что осудили Его на крестное распятие и распяли. Таким образом над иудейским народом истощено было всё Божие милосердие и долготерпение. Господу Богу ничего более не оставалось делать с этим народом, как отвергнуть его. Иудейский народ был отвержен, и над Иерусалимом совершенно верно исполнилось всё, что предсказывал Господь: придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разо­рят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19, 43-44).

Нельзя без ужаса слышать о бедствии, какому в это время подвергся Иерусалим и весь иудейский народ. Спустя тридцать семь или тридцать восемь лет по вознесении Иисуса Христа на небеса пришел Тит, римский военачальник, с вой­ском и осадил Иерусалим в самый праздник Пасхи, в который иудеи распяли Сына Божия и на который теперь они собра­лись из разных мест для празднования. От осады очень скоро начался в Иерусалиме голод. Народ сотнями лежал по улицам в жесточайшем страдании от недостатка в пище — однако ж город сдать не хотели. Для утоления своего голода страдав­шие наконец решались на самые отвратительные, неслыхан­ные действия, например матери убивали и ели собственных детей,— но город всё-таки сдать не хотели. Тит предлагал все­прощение всем осажденным, если город сдастся добро­вольно, предлагал всепрощение тогда, когда уже было совер­шенно явно, что он победил,— не хотели сдать город. После такого упорства римляне сделали решительное нападение: взяли город приступом, сожгли Храм, дворец и всё, что могло гореть внутри стен столицы; большую часть граждан умерт­вили, а остальных взяли в плен, не щадя никого. Так страшен был конец царства народа упорного и нераскаянного!

Это событие с еврейским народом для всех нас крайне важно и поучительно. Ибо Господь Бог так же милостиво и долготерпеливо поступает со всяким человеком, потому что Он не одному какому-либо народу и человеку но всем челове­ком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4) и не одному какому-либо народу или человеку но всем долготерпит... чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 9), а всем не хотящим войти в покаяние угрожает погибелью (Лк. 13, 1-5). Не одному какому-либо народу или человеку но всем людям Бог Отец даровал Сына Своего Единородного, Господа Иисуса Христа, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). И Он, Господь наш, действительно для всех нас сделался премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор. 1, 30): обретя нам вечное искупление (Евр. 9, 12), Он всемерно ста­рается всех людей привлечь к Себе и спасти. Всем не упорст­вующим людям Он везде дает пастырей и учителей, которые указывают им путь спасения. Для всех людей установил Он спасительный образ богослужения и разные святые Таинства, посредством которых очищает всех верующих от грехов, примиряет с Богом Отцом и снабжает нужными силами для избегания греха и делания правды.

Когда мы, несмотря на все эти благодеяния, не живем по учению нашего Господа и спасительные увещания церков­ных пастырей и учителей остаются для нас тщетными, тогда Господь Бог и на наше сердце действует обыкновенно двумя же сильными способами, именно: или подвергает нас различ­ным несчастьям, скорбям и болезням, или доставляет какие-либо преимущественные благодеяния: довольство, здоровье, радости. Но когда и эти меры наконец остаются бездействен­ными, тогда Он отвергает и каждого из нас, как отверг иудеев. Отвержение — страшное состояние! В состоянии отверже­ния всякий человек, хотя ему, подобно Ангелу Сардийской Церкви, думается, что он жив, но он мертв (Откр. 3, 1) — мертв для всего святого, для всей духовной жизни. Отвержен­ный уже не чувствует стыда от своих срамных дел, не знает иного счастья, кроме удовлетворения своим страстям; у него нет иного закона, кроме требований своей плоти и мирских приличий. Он совершенно холоден к вере или даже с непо­стижимой безрассудностью и дерзостью смеется над ней и над ее Таинствами, над богослужением и даже над напоми­нанием о Боге. Вечное блаженство и вечные муки для него — мечта. Он живет, как бессмысленное животное, и умирает либо в совершенном неверии, либо, если его совесть пробуж­дается, в совершенном отчаянии. Все такие отверженные, как описывает их святой Апостол, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. ... Сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждаю­щие, которым блюдется мрак тьмы на веки. ... Отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуд. 1:4, 10,12-13, 19).

Вот до чего доходит грешник, презирающий всякий зов к покаянию! Господь Бог наконец оставляет его. Божий при­говор: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7, 19) — в отношении ни к одному нераскаянному не остается неисполненным.

Братья! Если мы не хотим испытать на себе того же, что испытали иудеи, то не будем жить так, как жили они. Без сомнения, есть и между нами такие, над которыми Иисус Христос плачет, как некогда Он плакал над Иерусалимом, предвидя его погибель (Мф. 23, 37; Лк. 13, 34). Есть и между нами такие, которых Господь Бог будит, может быть, уже в последний раз и которые еще не оставлены Им только по крайнему Его долготерпению. Перестанем употреблять во зло Божие милосердие! Когда какая-нибудь проповедь, чтение какой-нибудь духовной книги, какие-либо несчастья и скорби или какое-либо особенное счастье потрясают наше сердце и показывают, что мы живем не по закону Христову и что нам должно исправиться, тогда нам должно признавать такое потрясение и такое указание за призывание Божие к покаянию — признавать, обращать на свою жизнь внима­ние, входить в покаяние, молиться и исправляться. Учение церковных пастырей и учителей, назидательная книга, несчастье и счастье всегда суть Божии будильники. Может быть, они будят иных из нас уже в последний раз. Теперь еще можно восполнить, что мы опустили, но если не будем вос­полнять опущенного тотчас, то, может быть, уже никогда нельзя будет восполнить того. Некогда всех небрежных о своем спасении осудит собственная их совесть, и они тысячекратно — и тщетно — сами будут говорить Господу: «Ты звал нас, Боже но мы не хотели проснуться и своим поведением говорили: не хотим служить Тебе. Праведен суд Твой над нами!»

Господь Бог да сохранит всякого из нас от страшного состояния отвержения — неизбежного следствия нашей нераскаянности и нашего ожесточения — и всем нам да даст Свою спасительную благодать и силу к должной вниматель­ности, к покаянию, исправлению и спасению.