15 октября 1968 года. Джимми Пейдж, Роберт Плант, Джон Пол Джонс и Джон Бонэм впервые выступают как LED ZEPPELIN. Концерт проходил в Суррейском университете. Их сет начался с 12 тактового квадрата Train Kept A Rollin.
Следующими были Communication Breakdown и I Can't Quit You Baby, затем группа погрузилась в блюзовое попурри, начав с Killing Floor Хаулина Вульфа, после переключившись на старую мелодию под названием Fought My Way Out Of Darkness, в которой Плант спел «сожми мой лимон, пока сок не стечет по моей ноге» - слова, взятые из классики Роберта Джонсона под названием Travelling Riverside Blues.
Посреди всего этого блюзового безумия Джимми Пейдж вставил свою версию песни Элвиса Пресли That’s All Right, а Плант добавил вокальную партию из блюза Милта Джексона Bag’s Groove.
Сет завершился 11-минутной Dazed And Confused, народной песней, популяризованной Джейком Холмсом и впервые сыгранной Пейджем в YARDBIRDS под названием I’m Confused.
Три дня спустя группа выступила в лондонском «Marquee» под названием NEW YARDBIRDS.
Лауреат Нобелевской премии, американо-британский поэт, драматург и литературный критик ТС Элиот писал: «Хорошие поэты воруют». Хорошие музыканты тоже. Элиот продолжал: «Хороший поэт превратит свое воровство в нечто уникальное».
С самого своего первого выступления LED ZEPPELIN взяли из уже существующего музыкального канона всё, что им было нужно. И все же они не были примитивными плагиаторами, превратив то, что они взяли, в нечто большее, чем просто сумму этих частей, во что-то более прочное и фундаментальное. Блюзовые песни, которые они играли и записывали в ранние годы, стали основой целого музыкального жанра. Используя чужие идеи и разворачивая их в новых неизведанных тогда направлениях, ZEPPELIN, по сути, продолжали традицию, которая началась с блюза и народной музыки.
Джимми Пейдж:
«Я часто думал, что точно так же, как STONES пытались быть сыновьями Чака Берри, мы пытались быть сыновьями Хаулина Вулфа».
И он был не единственным молодым музыкантом в Лондоне, у которого голова была забита чужими записями. Эрик Клэптон, наставником которого в BLUESBREAKERS был Джон Мэйолл, перенес то, чему научился, в CREAM, первую свою супергруппу. Джефф Бек только что выпустил LP под названием Truth, с заимствованиями у Джорджа Гершвина и Вилли Диксона.
Джими Хендрикс наэлектризовал Лондон своими попытками совместить то, что он называл «землей» (блюз и джаз) с «космосом» (психоделика). Группа EARTH скоро превратит аккорды из Mars Густава Холста в песню под названием Black Sabbath. JETHRO TULL Яна Андерсона объединили акустический фолк с блюзовыми риффами.
Лондонскую сцену лихорадило. Группы выпускали альбомы, которые, по их мнению, могли быть востребованы шесть месяцев, а не пять десятилетий. Звукозаписывающие компании и музыкальные издатели ещё не имели представления о доходах, которые могут приносить такие коллективы.
«Это было похоже на дикий запад», - вспоминал один из руководителей лейбла звукозаписи. «Никто не знал, что может произойти на следующей неделе, не говоря уже про следующий год».
Хаулин Вольф, культовая фигура эпохи, которым восхищались представители новой волны в музыке, был огромным мужчиной двухметрового роста и весом около 140 килограммов. И он привнес в свою музыку часть этой своей мощной материальности. Альберт Кинг сделал кавер на его песню Killing Floor ещё до того, как это сделал Джими Хендрикс.
Но ZEPPELIN пошли по другому пути, много раз сыграв кавер на концертах, прежде чем использовать его в качестве основы для The Lemon Song на Led Zeppelin II.
Слова Роберта Джонсона, которые Роберт Плант использовал на концерте в Университете Суррея, также использованы в записи Lemon Song. Прекрасный пример того, как рок-музыка сначала питалась от блюза, а затем развивалась самостоятельно.
Первый альбом LED ZEP был записан за 36 часов студийного времени и за 1750 фунтов стерлингов, включая обложку альбома. Он был выпущен 12 января 1969 года. Эта пластинка теперь стала настолько известной, что сейчас трудно представить себе, что вначале всё было не так-то просто.
Реакция на ее выпуск была неоднозначной. Рецензирование альбома журналом Rolling Stone положило начало разладу между ним и группой, который длился несколько лет. Статья, написанная Джоном Мендельсоном утверждала, что LED ZEPPELIN украли некоторые из идей, ссылаясь на Black Mountain Side как на некредитованную переработку Black Water Side Берта Янша, а Your Time Is Gonna Come как на переделанную из Dear Mr Fantasy группы TRAFFIC.
LZ также записали свою версию песни Вилли Диксона I Can’t Quit You Baby, которую за пару лет до этого сыграли BLUESBREAKERS Джона Мэйолла, и You Shook Me, написанную Вилли Диксоном и Джей Би Ленуаром.
Led Zeppelin I завершается песней под названием How Many More Times, старой мелодией, которую Роберт Плант иногда использовал в своей предыдущей группе BAND OF JOY, включив в неё фрагменты текста и гитарные риффы из Hunter Альберта Кинга.
Пейдж не отрицал, что он был большим поклонником Берта Янша и использовал некоторые идеи гитариста и его технику игры пальцами. Но все же сама песня выросла из старинного народного номера, сочиненного Анной Бредон в 1950-х годах.
Однако больше всего разногласий вызвала You Shook Me Диксона-Ленуара. Джефф Бек сделал кавер на эту песню всего за несколько месяцев до LED ZEP и включил ее в свой альбом Truth. Он обвинил их в краже его идеи. Пейдж довольно серьезно утверждал, что это было просто совпадением. Оба играли эту песню в YARDBIRDS.
Ссора вызвала раскол между Беком и Пейджем, который длился какое-то время, и это при том, что Пейдж внес свой вклад в Bolero Бека, одну из самых любимых всеми мелодий из альбома Truth. У Вилли Диксона был гораздо более веский аргумент в пользу того, что с ним поступили несправедливо, поскольку он не получил отчислений за использование его песен на альбоме, и эту ситуацию он исправил через суд.
Альбом Led Zeppelin II, который вышел через год после образования группы (в течение этих 12 месяцев они гастролировали четыре раза), включил в себя ещё больше песен, так или иначе связанных со старыми мелодиями. Пластинку открывает Whole Lotta Love, ставшая одной из знаковых композиций рока, которая выросла из Woman You Need Love Вилли Диксона. Песня Диксон, как и многие его другие сочинения ранее была исполнена Мадди Уотерсом, и версия LZ была по музыке и тексту больше похожа на вариант Уотерса. Еще одна композиция Диксона, Bring It On Back, была отправной точкой для Bring It On Home, а кавер Сонни Боя Уильямсона на оригинал Диксона был использован "цеппелинами" во вступлении и окончании. И вновь Диксон остался без денег, в связи с чем Arc Music - подразделение Chess Records (лейбла. на котором Вилли Диксон постоянно работал), подала в суд и выиграла, при этом Диксон не получил выплаты, пока несколько лет спустя не подал в суд на Arc.
С более поздних тиражей Led Zeppelin II Диксон получал всё что ему причиталось. Ремейки и переделки старых мелодий были и на Led Zeppelin III. Песня Gallows Pole - это новый взгляд на Gallis Pole легендарного исполнителя блюзов Ледбелли. Причём песня Ледбелли сама по себе была версией старинной народной мелодии The Prickle Holly Bush. Таким образом, делая заимствования из прошлого, LED ZEPPELIN подключились к долгой и славной традиции исполнителей фолка и блюза, а не современных пиратов.
Выпустив альбом Led Zeppelin IV в 1971 году, ZEPPELIN стали самой крутой группой в мире. Их музыка за два года превратилась из электрического блюза в нечто более глубокое, широкое, эзотерическое и вызывающее.
Это была группа, которая могла записывать рок-н-ролл и Stairway To Heaven, Misty Mountain Hop и The Battle Of Evermore. Они вышли далеко за пределы любых влияний, которые они до сих пор признавали.
The Levee Breaks, заключительная песня альбома, начинается с одних из самых известных звуков в рок-н-ролле - барабаны Джона Бонэма были записаны на гулкой лестнице в особняке Headley Grange в Хэмпшире. Этот звук барабанов удаляет песню от ее истоков - композиции Канзас Джо и Мемфис Минни 1929 года, но, продолжая традицию барабаны Бонэма стали одними из самых сэмплированных и копируемых звуков в истории рока.
Дальнейшие опусы группы потихоньку отошли от корней. К тому времени, как LZ выпустили Physical Graffiti, они сами стали законодателями мод хард-рока. Всего две песни из этого двойного альбома напрямую связаны с ранним влиянием: Custard Pie была частично инспирирована Shake 'Em On Down Букки Уайта, а In My Time Of Dying - это старый спиричуэлс, который возродил Боб Дилан для своего первого одноименного альбома.
В следующий альбом LZ, Presence, была включена Nobody’s Fault But Mine, песня, впервые записанная Слепым Вилли Джонсоном в 1920-х годах. После судебных исков Вилли Диксона стало модно обвинять Пейджа и Планта. Но все эти насмешки были во многом связаны с развитием современной музыкальной индустрии. Были установлены правила публикаций и плагиата, но ретроспективно их применяли, в основном, только к LED ZEPPELIN и CREAM.
В какой то момент стало хорошим тоном изображать эти две группы эксплуататорами музыкантов, которые оказали на них влияние, а не тем, кем они были на самом деле: креативными молодыми людьми, захваченными импульсом своей эпохи, вдохновленными идеей продолжения традиций, которые они любили и почитали.
Нельзя также игнорировать то значительное влияние, которое LED ZEPPELIN оказали на последующие поколения рок-музыкантов. Впитав в себя элементы музыки, которая их сформировала и изменив ее, они, в свою очередь, стали образцом для тысяч и тысяч других групп и песен.
Барабаны Джона Бонэма, как уже упоминалось выше, это одни из самых повторяемых звуков в музыке. Рифф Джимми Пейджа для Kashmir подвергался копированию и переделыванию бесчисленное количество раз. Вокальная техника Роберта Планта оказала влияние на многих певцов, от Роба Хэлфорда до Джеффа Бакли.
Какая другая рок-группа, возникшая после 60-х, имеет такое количество трибьют и кавер последователей, не говоря уже о множестве простых подражателей. Им часто приписывают, порой к их огорчению, само изобретение жанра хард-рок-хэви-метал.
С точки зрения влияния на дальнейшее формирование и развитие рок-музыки, видимо, только THE BEATLES и ROLLING STONES могут претендовать на более высокое место.
Что бы LED ZEPPELIN ни взяли, они вернули много и много раз.
Подписаться!
Читать также:
- Гитарист «KISS» отправился в космос с кавером на классический хит «DEEP PURPLE»
- Джеймс Хэтфилд: топ 10 песен записанных не с «METALLICA»
- Ангус Янг: Для «AC/DC» уже поздно делать баллады
- Ричи Блэкмор и Уильям Шетнер записали кавер на классический хит Би Би Кинга