Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века)
Бородин Александр Порфирьевич
1834-1887 годы жизни
Родословная отца А.П.Бородина:
В Сенатском архиве так записаны сведения об отце А.Бородина - Луке Семеновиче Гедеанове: «Князь Гедея из Орды прииде чесно со свои Татары на Русь, по благодати Господней восприем святое крещение на Москве при царе Иоанне Васильевиче Грозном, а при святой купели наречен князем Николаем». Лука Семенович – восьмое поколение от родоначальника Гедеановых (князя Гедея-Николая).
Род князей Гедиановых (ранее писали Гидиановы) занесен в пятую часть родословной Дворянской книги в губерниях Санкт-Петербургской и Тверской. У рода Гедиановых был свой герб, но он не был Высочайше утвержден, вероятно потому что у Л.С.Гедианова не было законных сыновей, т.е. род прекратился.
Родители; юность А.П.Бородина:
Его отец – Лука Семенович Гедианов, происходил из рода князей Имеретинских, родился в 1772 году. В 1797 году был произведен из полковых адъютантов в поручики. 23 октября 1797 года вышел в отставку. Член Библейского общества. От брака с Марией Ильиничной Исаковой он имел дочь княжну Александру, 1804 года рождения (он была замужем за подполковником и кавалером Н.Е.Лукашом)
Его мать – Авдотья Константиновна, урожденная Антонова, родилась в 1809 году в Нарве. По второму замужеству - Клейнек, жена военного медика. По воспоминаниям современников в молодости была необыкновенной красоты, и до глубокой старости сохранила привлекательность. К рождению Бородина Авдотья Константиновна имела хороший достаток, жила в Петербурге в собственном четырехэтажном доме. Авдотья Константиновна не имела хорошего образования, «но была умна и энергична, с твердым характером».
Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября 1834 году в Петербурге. Его отцу на момент рождения Александра Бородина было 62 года, а матери 25 лет. Родившись вне брака, Бородин не унаследовал фамилию своего отца, и по обычаю того времени, незаконнорожденного Бородина записали законным сыном крепостного слуги князя Гедеанова – Порфирия Бородина и его жены. Мать боготворила и баловала его, называла его «мой 100 рублевый котик» (она очень любила котов).
С детства Бородин был слабым болезненным ребенком и оставался таким до 13 лет. Его мать была против обучения детей в казенных заведениях. Бородин обучался дома, на каждый предмет ему были приглашены разные учителя. Он получил хорошее домашнее образование, свободно говорил на французском и немецком языках, но особенно любил химию, почти вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями, везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. Вместе с Михаилом Щиглевым (Михаил Романович Щиглев с 12 лет воспитывался в доме Бородина) они все свободное время посвящали музыки: играли в четыре руки на фортепиано, посещали симфонические концерты в университете.
А.П.Бородин – талантливый химик; защита диссертации на доктора медицины:
В 1850 году А.Бородин (ему еще не было 16 лет) поступает вольнослушателем в Медико-Хирургическую Академию. В Академии серьезно занимается химией, большую часть времени работает в лаборатории профессора Н.Н. Зинина. Окончив Академию, его в числе четырех лучших учеников прикомандировывают, в 1856 году, ко второму Военно-Сухопутному госпиталю ординатором. Уже через четыре года после выпуска Бородин защищает диссертацию на доктора медицины, и в следующем году (1859 году) его отправляют заграницу для «усовершенствования своих ученых познаний». Бородин проработал заграницей три года, большую часть времени проводил в лаборатории химика Эрленмейера в Гейдельберге. В эти же года в Гейдельберге работают молодые русские ученые: Менделеев, Сеченов, Боткин, Юнге, с которыми он был в дружеских отношениях. В свободное время они вместе путешествуют по Европе, посещают Швейцарию, Италию и т.д. Заграницей он мало занимается музыкой, изредка посещает концерты классических ораторий в церквях. На одном из таких концертов он случайно знакомится с Екатериной Сергеевной Протопоповой, путешествовавшей в то время заграницей.
В 1862 году Бородин возвращается из Европы и его избирают адъюнкт-профессором на кафедру химии Медико- Хирургической Академии. В Академии он читает лекции по органической химии. Ему отдают новую лабораторию при Академии (он становится директором Лаборатории Медико-Хирургической Академии), там же ему выделяют квартиру, где он с женой живет до конца жизни. В лаборатории он занимается исследованиями по органической химии, его работы печатают в русских и иностранных химических изданиях.
Работы над « уплотнением альдегидов» приносят Бородину известность в ученом мире, о нем отзываются как о талантливом химике. В последнее годы своей жизни, он работал над разработкой методов исследования процесса азотистого метаморфоза. Он разработал « азотометрический прибор и доведенный до крайней степени простоты метод определения азота в органических веществах».
Профессор Д.И.Менделев так говорил о Бородине, своем пряятеле и товарище: «первоклассный химик, которому многим обязана химия, Бородин стоял бы еще выше по химии, и принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии.»
Кроме работы в Медико-Хирургической Академии, Бородин читал лекции по химии в Леской Академии и на женских медицинских курсах ( он был один из основателей женских медицинских курсов).
Начало музыкального пути Бородина А.П.:
Первые уроки игры на фортепиано Бородин брал у известного в Петербурге учителя Пормана, немца, человека методичного и терпеливого, в эти же года Бородин берет уроки игры на флейте у унтер-офицера, музыканта Семеновского полка (по 50 копеек за урок), и сам учится играть на виолончели ( в студенческие годы он брал уроки у виолончелиста Шлейка) и гобое.
В 1847 году, в 13 лет, А.Бородин написал свои первые сочинения: 1. концерт для флейты с фортепиано (Он играл на флейте, а аккомпанировал его верный друг М.Р.Щиглев.) 2. Трио для двух скрипок и виолончели, на темы из «Роберта» Мейербера (это были маленькие сочинения всего в одну страницу).
В годы учебы в Академии он часто посещает квартетные собрания у Ивана Ивановича Гаврушкевича, любителя камерной музыки. Всю жизнь он не забывал этих собраний, спустя 30 лет он писал И.И.Гаврушкевичу: «Я весьма часто и весьма тепло вспоминаю в вас, о ваших вечерах, которые я так любил и которые были для меня серьезной и хорошей школой, как всегда бывает серьезная камерная музыка. С благодарностью вспоминаю я о ваших вечерах и с удовольствием о ваших пельменях, которые мы запивали «епископом», как вы оригинально обозвали бишоф».
Первая его встреча с Мусоргским произошла в 1856 году, он так описывал эту встречу: « Я был свежеиспеченный военный медик и состоял ординатором при 2-м военно-сухопутном госпитале. Модест Петрович был офицером Преображенского полка (ему было тогда 17 лет). Первая наша встреча была в госпитале, в дежурной комнате. Я был дежурным врачом, он дежурным офицером.».
После возвращения из Европы, он знакомится с кружком М.Балакирева: Н.А.Римским-Корсаковым, Ц.А.Кюи и М.Мусоргским, и это знакомство превратило его из дилетанта в истинного и глубокого музыканта. Бородин считал Балакирева первым и настоящим своим учителем.
Под влиянием новых друзей, он отходит от своих западных музыкальных вкусов (он называл себя «ярым мендельсонистом»), и становится сторонником русской музыкальной школы.
С 1867 года по 1879 год он сочиняет несколько романсов, его романс «Море» был признан в обществе - талантливейшим романсом. В эти же года Балакирев начинает писать оперу - «Царская невеста», на сюжет драмы Мея, подсказанный ему Балакиревым. Было уже сочинено несколько сцен и хоров, но сюжет скоро перестает нравиться Бородину, и он забрасывает оперу.
Творчество А.П.Бородина: Опера «Князь Игорь»; камерные сочинения; вторая симфония:
Опера «Князь Игорь»:
Отложив оперу «Царская невеста», Бородин ищет новый сюжет для оперы. В.В.Стасов в апреле 1869 года предлагает ему сюжет оперы из «Слова о полку Игореве». Бородину нравится идея В.В.Стасова, и он начинает работать над новым сюжетом. Перечитывает все, что может относиться к сюжету: летописи, трактаты, сочинения о «Слове о полку Игореве», исследования о половцах, эпические русские песни, «Задонщину», «Мамаево побоище», эпические и лирические песни разных тюркских народов и т.д. Но через год он охладел к сюжету. Вторично Бородин возвращается к опере в 1874 году, после разговора с его бывшим учеником доктором В.А.Шоноровым, который только что вернулся с Кавказа. В.А.Шоноров убеждает Бородина в том, что сюжет оперы более всего соответствует его натуре. Сочинение оперы затянулось на долгие годы, до конца жизни он так и не успел закончил оперу. Академические и семейные дела страшно отвлекали Бородина от музыки; писать приходилось урывками. Не считая воспитанниц, которые в доме Бородиных не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их. В четырех комнатах его квартиры часто ночевали несколько посторонних лиц, спали на диванах и на полу. Часто он не мог играть на фортепиано потому, что в соседней комнате кто нибудь спит. После смерти Бородина, в течении 1887-1888 годов, А.К.Глазунов и Н.А.Римский-Корсаков заканчивали и инструментировали «Князя Игоря», к оркестровки оперы позднее присоединились и Дютш, и жена Н.А.Римского-Корсакова (Надежда Пургольд) и оба Блуменфельда. Издание оперы взял на себя М.П.Беляев.
Произведения камерной музыки А.П.Бородина:
Первый квартет А-dur, посвящен Н.А.Римскому-Корсакову, написан в 1875-1879 годах, и носит название - квартет «возникший под влиянием Бетховенской темы».
Второй квартет написан в начале 1880-х годов. Посвящен его жене – Екатерине Сергеевне.
2-я симфония h moll Бородина А.П.:
В 1876-1877 годах на концерте Русского Музыкального Общества Э.Ф.Направником была исполнена 2-я симфония h moll. Бородин писал ее в течение многих лет. По воспоминаниям Н.А.Римского-Корсакова : « оркестрована симфония была ужасно тяжело. При исполнении симфонии Направником сказалась вся тяжесть инструментовки. Симфония понравилась весьма умеренно, и все мы были недовольны.» Позднее инструментовка Балакиревым была значительно облегчена, и при исполнении симфонии в сезон 1878-1879 годов симфония имела успех.
В симфонию вошли материалы, написанные для оперы-балета «Млада» ( опера была заказана директором театров С.А.Гедеоновым членам Балакиревского кружка, Бородин писал 4-й акт оперы-балета «Млады»). Постановка «Млады» на сцене не состоялась, и многие сцены из 4-го акта позднее вошли и в оперу «Князь Игорь».
Бородин А.П. – музыкальный критик:
В 1868-1869 годах, три месяца, Бородин писал в «СПб Ведомостях» музыкальные заметки, вместо Ц.А.Кюи. Кюи был занят в это время постановкой своей оперы «Ратклиф», и попросил Бородина на это время его заместить. «Музыкальные заметки» - дали возможность Бородину высказать свои музыкальные взгляды. Он писал: « Берлиоз, Лист, Шуман и Бетховен – плюс русская школа, а все остальное, и в том числе Мендельсон и Вагнер – не заслуживают внимания». В другой статье «Музыкальных заметок» он критиковал Ф.Сметане, его увертюру к «Проданной невесте», сравнивая ее с «какими-то фортепианными упражнениями в роде Черни и Крамера, переложенными на оркестр», и т.д.
Жена А.П.Бородина – Протопопова Екатерина Сергеевна; семейный уклад Бородиных:
Бородин познакомился с Протопоповой Е.С. в Европе на концерте, когда он там работал, а Екатерина Сергеевна путешествовала в это время по Европе. Она была отличная пианистка, хорошо разбиралась в музыке, именно она познакомила Бородина с произведениями Шумана и Шопена. После возвращения в Россию,они вступили в брак.Екатерина Сергеевна боготворила талант мужа.
Римский-Корсаков так описывал жизнь в доме Бородиных: « Раз навсегда заведенного порядка не было в доме Бородиных. Однажды, придя к ним в 11-м часу вечера, я застал их за обедом. В квартире часто ночевало несколько лиц, родственников, знакомых; - словом полный беспорядок, сильно мешавший самому хозяину в свободную минуту сесть за какую-либо музыкальную работу.» Почти все студенты, работавшие в лаборатории у Бородина, были приняты в его семью, часто завтракали, обедали и даже ужинали у него. Квартира Бородина была постоянно настежь для всей молодежи.
Екатерина Сергеевна очень любила котов, и в квартире Бородиных всегда их проживало несколько. О каждом она могла рассказать какую нибудь историю: «один кот назывался «Рыболов», потому что зимой ухитрялся ловить лапой мелкую рыбку в проруби; другой – «Длинненький», так как он имел обыкновение приносить за «шкирку» в квартиру Бородиных бездомных котят, которых он где-то отыскивал» и Бородиным приходилось их пристраивать, и т.д.
На лето Бородины снимали крестьянскую избу, с русской печкой, преимущественно в Тульской губернии, подальше от цивилизации. Вещей брали очень мало, фортепиано не было и все лето они проводили вдвоем, отдыхая от всего.
Характер Бородина А.П.:
Его бывший ученик, а впоследствии друг, профессор А.П.Доброславин, так вспоминал о Бородине, как об преподавателе:« Бородин всегда сохранял свое свежее и благодушное расположение духа в отношении к ученикам, всегда готов был прерывать всякую свою собственную работу, без нетерпения, без раздражения, чтобы отвечать на предлагаемые вопросы. Занимающиеся в лаборатории чувствовали себя точно в семейном кружке. Благодушие и доброжелательство Бородина поражали всех: каждый мог идти к нему со своими идеями, вопросами, соображениями, не боясь отказа, высокомерного приема, пренебрежения. Очень редкие вспышки раздражения вызывались у Бородина, разве только небрежным или неряшливым отношением занимающихся в лаборатории к делу.»
Римский-Корсаков так писал о Бородине: «Он был неприхотлив и покладист, спал немного, мог спать на чем угодно и где попало; мог есть по два раза в день, а мог забывать и совсем не обедать.»
Доброта и отзывчивость Бородина были безграничны:
не имея собственных детей Бородины – всегда брали в дом одну, или две воспитанницы, о которых заботились как о родных.
Его тянули во всякие благотворительные комитеты и назначали на должности казначея и т.п.. Все это отнимало у него много времени, которое могло бы пойти на создание чудесных музыкальных произведений.
Его неудобная, похожая на проходной коридор, квартира не позволяла ему запереться, сказаться не дома и не принимать. Всякий входил к нему в какое угодное время, отрывая его от обеда и чая, и Бородин вставал "недоевши и недопивши", выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая похлопотать. «Его задерживали бестолковым изложением дела, болтовней по целым часам, а он казался вечно спешащим и не доделавшим то того, то другого».Когда у него была возможность сочинять, он писал очень много и быстро.
Еще одна черта характера Бородина – это поразительная скромность.
Смерть А.П.Бородина:
В последний день масленицы на веселом вечере у себя дома, среди гостей, собравшихся у него, среди начатого разговора, Бородин упал и мгновенно скончался, от разрыва сердца.
Бородин похоронен в Александро-Невской Лавре, рядом со своим другом Мусоргским. Все его многочисленные поклонники, вся медицинская академия, все женщины-врачи десяти выпусков женских медицинских курсов, провожали его. На одном из серебряных венков была надпись: « Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся – женщины – врачи десяти выпусков 1872-1887». На другом венке, с лентами из тяжелого золотого глазета, было написано: «Великому русскому музыканту – от товарищей и почитателей».