Третьего Сентября на экранах РФ вышел 200-миллионный блокбастер Кристофера Нолана - "Довод".
Перед тем как начать, хочу проинформировать, что лично я являюсь не фанатом, а поклонником творчества Нолана. К чему это утверждение? Просто хочется, чтобы Вы понимали, что около режиссера образовался культ лучшего режиссера современности, и как следствие огромная фан-база режиссера, которые готовы принимать любой новый материал от этого автора как нечто сокровенное. Мне же работы Кристофера Нолана нравятся и восхищает техническая составляющая его фильмов, однако ошибки и нестыковки бросаются в глаза. Последним истинным "сильным фильмом" Нолана, считаю - "Начало".
Ну а теперь перейдем к рецензии. Сообщаю, что дальше в рецензии будет указано РАСКРЫТИЕ СЮЖЕТА и СПОЙЛЕРЫ, поэтому если Вас ждёт сеанс, отложите эту рецензию на попозже.
Итак, начинаем! Перед нами максимально прямолинейный фильм, это относится и к повествованию, и к характеристике фильма. Есть два главных героя - Джон Дэвид Вашингтон и Роберт Паттинсон. Их цель: предотвратить конец света. Ведь злодей в исполнении Кеннеты Браны намерен уничтожить мир. Кристофер Нолан не раз заявлял, что является поклонником фильмов о Джеймс Бонде, и вот если убрать фишку с инверсией времени (события идущие в обратном направлении), то перед нами максимально простой боевик, даже скорее относящийся к "Форсажу", нежели фильмам про агента 007. Начиная с фильма "Помни", Нолан часто использует тему времени в своих фильмах: в "Помни" - сюжет фильма шёл от конца к началу, уже в в самом начале этого фильма можно заметить, как Нолану была интересна тема инверсии, в первой же сцене пуля возвращается в пистолет; в "Интерстелларе" - главный герой передает данные, находясь в пятом измерении, где есть комната его дочки в каждый момент существования; в "Дюнкерке" солдаты на протяжении времени ожидают спасения. Также и здесь Нолан использует прием времени- инверсии, но тут данный прием используется исключительно как развлекательный.
В данном фильме собрано большое количество штампов. Русский злодей миллиардер; его несчастная жена, которая не может от него уйти и терпит ради ребёнка, однако глубоко в душе мечтает стать свободной от его тирании, и конечно же станет; согласно современным трендам - есть сильная женщина возглавляющая корпорацию по оружию; и позаимствованная у того же Бонда - женская версию Кью, которая показывает и рассказывает главному герою об инвертированных предметах.
Вам наверно интересна какая же мотивация у злодея-олигарха по уничтожению мира? Все просто, "если злодей не может владеть женой, то никто не может" та же причина относится и к уничтожению мира, если злодей умирает, то пусть умрёт и весь мир, а логичный вопрос про его сына, вполне получаем значимый ответ:"мол, не надо было ему рождаться". Также при просмотре есть вопросы, по самой техники инверсии и перемещениях во времени, злодей заявляет, что получает руководство из будущего, если его цель уничтожения мира, то каким образом и главное зачем в будущем нужен этот армагеддон?Нам не пояснят, поверхностно зрителю сообщат, что наступил глобальный кризис, а логическое размышление о том, что если погибнет сегоднейшее человечество, то как появятся потомки? Также весьма лениво и вскольз упомину про "синдром убитого дедушки". Все, больше никакой внятной подачи информации. Чисто технически сцены выглядят красиво и понимаешь, что приложены были колоссальные усилия для их создания, но во-первых у Нолана в его фильмах всегда был средний экшен, его фильмы чаще брали своей атмосферой напряженности, во-вторых сложно сопереживать героям, когда мало понятно что происходит. И это дело не в том, что автор вложил смысл, а его не поняли, дело в том, что информация, которую даёт автор подана максимально невнятно и плохо обоснована. В следствии чего возникает больше вопросов, на которые толком не даются ответов. Неожиданные сюжетные повороты в стиле "Шьямалана", к которым привык Нолан угадываются задолго, наперед. Ну серьезно, если мы смотрим фильм с возможностью перемещения во времени, и нам говорят, что нельзя встречаться с собой в прошлом, и один из главных героев спокойно отпускает предполагаемого злодея сорвав с него маску, какие еще варианты могут быть кроме того, что он увидел своего напарника из будущего? Кажется, что к этому фильму Нолан вообще заигрался и его погубило собственное эго. В своих оригинальных фильмах, Нолан подстраивает физический мир под свой выдуманный. Если в "Начале" возникали вопросы, почему в снах все так реалистично к реальному миру и не появляются монстры или другие сонные причуды, нас уверили что сны проектируются и благодаря тому что в "Начале" истинный смысл - прощание с любимым человеком, эмоционально зритель поддерживал героя, и верил в такую возможность. В "Интерстелларе" никто толком не знает, что будет с человеком окажись он в черной дыре. Этим вновь воспользовался Нолан, объяснив что в будущем человек может контролировать время и главный герой оказался в пятом измерении - комнате своей дочки. И несмотря на всю фантастику фильма - истинным посылом являются отношения отца и дочери, что также понятно массовому зрителю и возникает вера в такую возможность. В "Доводе" же ничего схожего нет, каждый персонаж - это карикатура, чтобы зритель увидел техническую красоту возможности инверсии. Из всех актеров выделяется только Паттинсон, но создаётся ощущение будто режиссер сковывал актеров, чтобы они не отвлекали зрителя от экшен сцен. Но как говорилось ранее, смотрятся они неразвлекательно, потому что толком не до конца понятно как инверсия и перемещения во времени работают. Зрителю очень быстро показали момент, сообщили, что так это примерно работает, а дальше весь оставшийся фильм в обратном порядке. И нет личностного сопереживания героям. За 160 минут экранного времени, особенно в конце происходит такая чехарда инверсии, что уже все равно, спасут мир или нет. Финальный твист с одним из героев, кроме как недоумения ничего не вызывает. В принципе суть поворота ясна, но как все было исполнено остается за кадром. Единственный некий плюс досидеть до конца фильма, это маленький, но наверно самый милый и приятный момент понять, кто такой герой Паттинсона на самом деле и почему он так многое знал про героя Джона Дэвида Вашингтона.
По итогу можно выделить то, что если смотреть "Довод", то ради его технической части. Что касается, сюжета, неожиданных поворотов, актерской игры, внятности истории, раскрытия персонажей, то тут всё мимо. Честно, когда началась пандемия и многие студии перенесли свои фильмы на пол-года и год позже, я не мог понять почему Warner Bros. такой крупный фильм не переносят, ведь его стоимость 200 млн.долл. + реклама 100 млн.долл, то есть по миру только для окупаемости надо собрать 600 млн.долл, так как кинотеатры забирают половину. Так вот прочитал, что Нолан настоял перед студией выпустить фильм и помочь кинотеатрам восстановиться после пандемии. С одной точки зрения это весьма верный шаг, учитывая, что по миру за неделю проката собрано 53 млн.долл, а в РФ все билеты выкупаются заранее как горячие пирожки. Но с другой точки зрения, если вспомнить, что Нолан простой человек, режиссер, который не хочет иметь крупного кассового провала, и получать дальше по 200 млн. долл. на создание фильма по своей идеи, то выпуск фильма после пандемии как и его провал, можно смело списывать не на неудачу режиссера, а на попытку спасти кинопрокат. А вообще как упоминалось в самом начале статьи, у Нолана большое количество фанатиков, а не поклонников, которые с пеной у рта будут доказывать, что Нолан гений, а те кто ничего не поняли - просто недалёкие люди, так вот, чем мне запомнился "Довод", так это высказыванием русского злодея Кеннеты Браны, звучит оно так: "ты слепо веришь, ты фанатик". Так и фанаты Нолана, они не видят и не хотят видеть огрехи режиссера, они в него слепо верят.
😁